Жизнь – это долгая спокойная река / La vie est un long fleuve tranquille (1988)
Полнометражный фильм (номинация на «Сезар»).
Другие названия: «Жизнь – это долгая спокойная река» / «Life Is a Long Quiet River» (международное англоязычное название).
Франция.
Продолжительность 90 минут.
Режиссёр Этьен Шатилье (номинация на «Сезар» за лучший дебют).
Авторы сценария Этьен Шатилье, Флоранс Квентен (премия «Сезар»).
Композитор Жерар Кравчински.
Оператор Паскаль Лебег.
На премию «Сезар» также номинировалась Элизабет Тавернье (художник по костюмам)
Жанр: комедия
Краткое содержание
Жан Ле Кеснуа (Андре Вильм), занимающий пост руководителя регионального филиала энергетической компании, с ужасом узнаёт, что матерью двенадцатилетней Бернадетте (Валери Лалонд), которую воспитывал с супругой Мариэль (Элен Венсан, номинация на «Сезар») как собственную дочь, на самом деле приходится некая Марсель Гросёй (Кристина Пинье). Малышку перепутали в роддоме с Морисом по прозвищу «Момо» (Бенуа Мажимель), сыном четы! Месье Ле Кеснуа поступает благородно, предложив бедному семейству двадцать тысяч франков за то, чтобы мальчик вернулся к настоящим родителям — под видом приёмного ребёнка. Но удастся ли сохранить всё в тайне?
Также в ролях: Морис Мон (месье Фредерик Грозёй), Гийом Акебар (Поль Ле Кеснуа), Эммануэль Сендриер (Пьер Ле Кеснуа), Жан-Брис Ван Кер (Матьё Ле Кеснуа), Прален Ле Мул (Эммануэль Ле Кеснуа), Аксель Викар (Франк Грозёй), Клер Прево (Розлин Грозёй), Тара Рёмер (Мийон Грозёй), Катрин Жакоб (Мари-Тереза, номинация на «Сезар»), Патрик Бушите (отец Оберже, номинация на «Сезар»), Даниэль Желен (доктор Луи Мавьаль), Катрин Хигел (Жозетта).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.11.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
При желании на просторах Интернета можно обнаружить рекламные ролики, снятые Этьеном Шатилье (в частности, для торговых марок Super Timor и Le Trèfle) на заре профессиональной карьеры. Вот уж действительно презабавное зрелище! И всё равно поражает, что дебютант, принципиально отказавшийся от приглашения кинозвёзд, спровоцировал мощный резонанс в кинопрокате. Картина с обманчиво философским заголовком собрала аудиторию в 4,1 млн. человек, уверенно заняв в сезоне четвёртое (среди местных произведений – третье) место, а затем претендовала на главную премию «Сезар» наряду с фильмами-конкурентами «Медведь» /1988/ и «Голубая бездна» /1988/. Странно, что этого режиссёра и сценариста у нас в стране не оценили по достоинству – не поставили в один ряд с любимыми французскими комедиографами (Жераром Ури, Клодом Зиди, Патрисом Леконтом, наконец, Колин Серро), притом что его работы, в принципе, периодически демонстрируются по телевидению.
Шатилье и Флоранс Квентен хочется пожурить за избыточно подробное освещение в экспозиции отношений акушера-гинеколога Мавьаля с любовницей-медсестрой, которые затем исчезают из поля зрения авторов, чтобы ненадолго появиться под занавес. Внимание переключается на семьи из разных социальных слоёв, павшие жертвой мести ревнивицы. Не стану утверждать, будто мотив с подменой детей в родильном доме является редкостью1, но кинематографисты вроде как вдохновлялись подлинным происшествием, приключившимся в ночь с 27-го на 28-е августа 1950-го с роженицами Жанин Пьессе и Жанной Валь. Правда, ситуация послужила поводом не столько для «универсальных» комических ситуаций, сколько – для исследования текущего состояния нравов. Зрителя нокаутируют первым же кадром – взрывом автомобиля, принадлежащего торговцу-арабу, обожающему захаживать в гости к Гросёям, погрязшим в нищете и лени, тратя время на игру в карты и на просмотр телевизора (даром что работники энергетической компании перекрыли подачу в квартиру электричества!). Морис, с младых ногтей пристрастившийся прогуливать уроки и делать деньги на чём угодно, на удивление легко приспосабливается к условиям в доме Ле Кеснуа. Или это лишь кажется?
Вряд ли сегодняшние зрители узнают Бенуа Мажимеля, получившего международную известность на рубеже веков, но талант у юного артиста уже просматривается. К тому же, именно ему досталась самая сложная партия. «Момо» быстро завоевал любовь настоящих (биологических) родителей, постригся, освоил застольный этикет, неплохо справляется с учебной программой в престижной католической школе – и всё равно не чувствует себя в новой обстановке уютно. В какой-то момент он, почти как взрослый, успокаивает маму, говоря, что жизнь – не долгая спокойная река: нужно быть готовыми к испытаниям и борьбе. Шатилье с любопытством (и не без сарказма) наблюдает за тем, устоят ли представители элитарных буржуазных кругов перед соблазнами, открывшимися благодаря знакомству с презираемыми бедняками. Ответ неутешителен – во всяком случае для старшего поколения, беспомощно взирающего на своё слабовольное потомство. Горькая правда ничуть не смутила французов!
.
__________
1 – Допустим, американцы параллельно выпустили «Большой бизнес» /1988/ с Бетт Мидлер и Лили Томлин, исполнившими по двойной роли.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий