Жизнь на Марсе / Life on Mars (2006-2007) (телесериал)

Жизнь на Марсе / Life on Mars (2006-2007) (телесериал): постерТелесериал.

Другие названия: «Форд Гранада» / «Ford Granada» (рабочее название).

Великобритания.

Продолжительность серии 60 минут.

Создатели сериала Мэттью Грэм, Тони Джордан, Эшли Фароа.

Режиссёры С.Дж. Кларксон (6 эпизодов, 2006-2007), Джон Александр (2 эпизода, 2006), Джон МакКэй (2 эпизода, 2006), Бхарат Наллури (2 эпизода, 2006), Ричард Кларк (2 эпизода, 2007), Эндрю Ганн (2 эпизода, 2007).

Авторы сценария Мэттью Грэм (8 эпизодов, 2006-2007), Тони Джордан (1 эпизод, 2006), Эшли Фароа (3 эпизода, 2006-2007), Крис Чибнелл (2 эпизода, 2006-2007), Марк Грейг (1 эпизод, 2007), Гай Дженкин (1 эпизод, 2007), Джули Раттерфорд (1 эпизод, 2007).

Композитор Эдмунд Батт (16 эпизодов, 2006-2007).

Оператор Балаш Болиго (8 эпизодов, 2006-2007), Тим Палмер (4 эпизода, 2006-2007), Грант Кэмерон (2 эпизода, 2006), Адам Сушицки (2 эпизода, 2006).

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, научная фантастика

Краткое содержание
Сэм Тайлер (Джон Симм, 16 эпизодов, 2006-2007), несущий службу в полиции Манчестера в 2006-м году, оказывается сбит машиной, теряет сознание и приходит в себя в… 1973-м. Он пытается понять, что это: галлюцинация, сопутствующая коме, сумасшествие или перемещение в прошлое? Тем временем Сэму приходится осваиваться с обязанностями детектива в отделе под командованием Джина Ханта (Филип Гленистер, 16 эпизодов, 2006-2007). Но сомнения не покидают Тайлера…

Также в ролях: Лиз Уайт (Энни Картрайт, 16 эпизодов, 2006-2007), Дин Эндрюс (Рэй Карлинг, 16 эпизодов, 2006-2007), Маршалл Ланкастер (Крис Скелтон, 16 эпизодов, 2006-2007), Норин Кершоу (Филлис Доббс, 16 эпизодов, 2006-2007), Тони Маршалл (Нельсон, 12 эпизодов, 2006-2007), Ральф Браун (2 эпизода, 2007).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.10.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Жизнь на Марсе / Life on Mars (2006-2007): кадр из телесериала
И снова тайна

Многомиллионная телевизионная аудитория, что ни говори, нуждается в таких сериалах, как «Суини» /1974-78/ (вариант перевода названия – «Летучий отряд Скотленд-Ярда»), «Инспектор Морс» /1987-2000/ или «Главный подозреваемый» /1991-2006/. И дело не только в детективной интриге, стабильно поддерживающей интерес. Рядовые граждане, возвращающиеся по вечерам домой с работы, нуждаются ненавязчивом напоминании о том, что есть в стране бесстрашные личности, рутинно исполняющие свой долг – стоящие на страже спокойствия общества. Если кто-то кое-где порой (у них или у нас) не хочет жить честно, придётся пообщаться с защитниками закона. К сожалению, обилие подобных произведений (Соединённое Королевство здесь не является исключением из правил) очень быстро привело к обрастанию жанра штампами. Что ж удивляться стремлению некоторых кинодраматургов привнести в привычные рамки разнообразие, постаравшись при этом не утратить протокольной точности экранных событий? Даже странно, что идея Мэттью Грэма и Эшли Фароа далеко не сразу заинтриговала руководство английских кинокомпаний…

Жизнь на Марсе / Life on Mars (2006-2007): кадр из телесериала
Вписался в коллектив

Придуманный сюжетный ход позволил убить двух зайцев одним выстрелом. Тот факт, что Сэм вынужден приступить к обязанностям сыщика в далёком (относящемся к туманным годам детства) прошлом, позволяет поведать о полноценных расследованиях. Ханту (фамилия означает, естественно, ‘охота’) с подопечными приходится столкнуться с преступниками всех мастей: от грабителей и душегубов до владельца ночного клуба, замахнувшегося на создание гангстерской империи, от производителей подпольной порнографии до иммигрантов из Индии и ирландцев, предположительно причастных к деятельности ИРА. А в предпоследнем эпизоде обвинение в убийстве предъявляют самому Джину, очнувшемуся после бурной ночи рядом с трупом. Результат всякий раз оказывается неожиданным! Вместе с тем присутствие гостя из будущего (хотя коллеги полагают, что из Гайда) позволяет взглянуть на ситуацию с неожиданной точки зрения. Сэм и не думает предаваться ностальгии, зато не слишком доволен профессионализмом новых сослуживцев. Ладно бы всё ограничивалось низкой технической оснащённостью, так ведь они не пользуются и доступными средствами – вроде диктофона с аудиокассетами, позволяющего записывать допросы. Как ни крути, времена постепенно меняются, криминогенная обстановка ухудшается (чего только стоит распространение наркотиков!), да и в целом консервативным британцам хочешь не хочешь приходится мириться с трансформацией социума. Это даёт авторам повод для рефлексии над путём, пройденным страной за три десятилетия с лишним.

Жизнь на Марсе / Life on Mars (2006-2007): кадр из телесериала
Нельзя работать по-старому!

Впрочем, наряду со взглядом вовне не менее важное (ещё мягко сказано!) значение имеют попытки Тайлера разобраться с тем, что творится в его собственной психике. К полицейскому «обращаются» по телефону и радио, а то и прямо с экрана телевизора, давая серьёзный повод подозревать: мужчина находится в бессознательном состоянии в больнице, а всё, что происходит в 1973-м (в год выпуска сингла Дэвида Боуи Life on Mars?, звучащего в сериале неоднократно), является нереальным. Незадолго до развязки Сэма ждёт очередной сюрприз, поскольку Фрэнк Морган, возглавлявший подразделение во время расследования убийства Хаслома, убедительно рассказывает, что тот – агент под прикрытием, участвующий в операции M.A.R.S. (Metropolitan Accountability and Reconciliation Strategy, то есть ‘Межведомственная подотчётность агентов и разработка стратегии’), цель которой – глубокая реорганизация правоохранительных органов. Мало того, козлом отпущения решено сделать Ханта, как неисправимого сторонника устаревших, грубых и не всегда легальных методов… Или это тоже – уловка разума?! Казалось бы, главный герой получает неоспоримое доказательство того, что опасения не были безосновательными, возвращается к привычному бытованию в начале XXI века, когда накопленные криминалистикой знания позволяют бороться с уголовными элементами по-научному, грамотно, деликатно. В том-то и беда, что брутальный, но справедливый Джин, обаятельная Энни Картрайт, неотёсанный Рэй Карлинг и другие (вплоть до мудрого чернокожего бармена Нельсона) стали не просто живыми, а практически родными людьми. Пусть учёным по-прежнему доподлинно неведомо, есть ли жизнь на Марсе (слова докладчика из рязановской «Карнавальной ночи» /1956/, увы, остаются справедливыми), зато мы можем точно поручиться, что в отношении лично испытанного подобный вопрос неуместен. Сэм мог примерно так перефразирировать известное изречение Рене Декарта: я расследую, следовательно, я существую.

Жизнь на Марсе / Life on Mars (2006-2007): кадр из телесериала
Грозы криминала

Сериал снискал колоссальный успех, в том числе далеко за пределами Великобритании. Косвенным свидетельством тому служит и появление нескольких ремейков: американского1, испанского, российского, чешского и словацкого (по сюжету – чехословацкого), южнокорейского, а в обозримой перспективе, видимо, ещё и китайского. Влияние замысла легко прослеживается во многих более поздних произведениях, например, в «Пробуждении» /2012/, придуманном Кайлом Килленом. Не обошлось и без продолжения, хотя «Прах к праху» /2008-2010/ заслужил всё-таки менее восторженные отзывы. В завершении не могу не посетовать, что не стал «звездой» (во всяком случае в международном масштабе) Джон Симм, увлечённо и с чисто английской иронией сыгравший чужого среди своих, ставшего в итоге своим среди чужих.

.

__________
1 – Правда, этот факт вызывает удивление – в силу отсутствия языкового барьера для заокеанской публики.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+