Зима приносит смерть / Winter Kills (1979)

Зима приносит смерть / Winter Kills (1979): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Зима – сезон убийств» / «Зима убивает» (варианты перевода названия).

США.
Продолжительность 97 минут.

Режиссёр Уильям Ричерт.

Автор сценария Уильям Ричерт по книге Ричарда Кондона.

Композитор Морис Жарр.

Оператор Вильмош Жигмонд.

Жанр: драма, триллер

Краткое содержание
Некто Артур Флетчер (Джо Спинелл), находящийся при смерти, сообщает Нику Кегану (Джефф Бриджес), сводному брату Президента США Тима Кегана (Джон Уорнер, без указания в титрах), застреленного девятнадцатью годами ранее на глазах у толпы, и старому другу семьи Кейфитцу (Ричард Бун) о том, что являлся одним из исполнителей этого громкого политического убийства. Вооружённый признанием, Ник решает докопаться до истины — установить заказчиков преступления.

Также в ролях: Джон Хьюстон (Папа Кеган), Энтони Перкинс (Джон Черрути), Стерлинг Хэйден (З.К. Доусон), Дороти Мэлоун (Эмма Кеган), Томас Милиан (Фрэнк Мэйо), Илай Уоллак (Джо Даймонд), Белинда Бауэр (Иветт Мэлоун), Тосиро Мифунэ (Кит), Дэвид Спилберг (Майлс Гарнер), в эпизодах Хелен Келли (посетительница казино, без указания в титрах), Элизабет Тейлор (Лола Команте, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.07.2013

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Зима приносит смерть / Winter Kills (1979): кадр из фильма
Идеалист…

История создания картины сама по себе драматична и достойна пера сочинителя детективных романов – достаточно ознакомиться с документальной лентой с характерным названием «Кто убил фильм «Зима приносит смерть»?» /2003/, воспроизводящей обстоятельства тернистого пути произведения к широкому зрителю и содержащей интервью со многими участниками съёмочной группы. Приступая к осуществлению дебютной постановки, Уильям Ричерт рассчитывал по меньшей мере повторить успех «Маньчжурского кандидата» /1962/, взявшись за экранизацию другой (вышедшей из печати в 1974-м году) книги Ричарда Кондона в тот момент, когда мода на всевозможные теории заговора достигла в Голливуде апогея. По некоторым данным, проекту начали противодействовать представители семьи Кеннеди, оскорблённые очевидными параллелями с убийством Дж.Ф.К., а пуще всего – озвученной гипотезой. В финансировании принимали участие Леонард Дж. Голдберг и Роберт Стерлинг, подозревавшиеся в торговле марихуаной и оба – плохо кончившие. Из-за перерасхода средств1 работа затянулась на несколько лет, периодически приостанавливалась и едва не привела к банкротству – в итоге режиссёр, заручившись поддержкой единомышленников, включая актёров Джеффа Бриджеса и Белинду Бауэр, был вынужден снять комедию «Успешная компания по-американски» /1980/ и на полученные деньги завершить съёмки. Наконец, по настоянию дистрибьютора AVCO Embassy Pictures в прокат лента вышла с сокращениями2, и Ричерту стоило немало усилий устроить повторную премьеру полной режиссёрской версии в 1983-м году.

Зима приносит смерть / Winter Kills (1979): кадр из фильма
В доме у папы

Столь внушительная вереница неприятностей, в которых легко усмотреть происки неких влиятельных личностей, кланов или организаций, служит невольной рекламой – наводит на крамольную мысль, что кинематографисты (вслед за писателем) оказались недалеки в сделанных предположениях от истины. В принципе, Ник проделал примерно такой же путь, какой у Оливера Стоуна пройдёт прокурор Джим Гаррисон, поочерёдно встретившись с представителями тех или иных (преступных, деловых, политических и т.д.) могущественных групп, потенциально заинтересованных в устранении строптивого, деятельного, независимого во взглядах лидера нации. Разница – в полученных результатах, которые так и хочется охарактеризовать отсылкой к небезызвестной «Бритве Хэнлона»: дескать, не следует искать злой умысел там, где всё объяснимо глупостью и, добавим от себя, иными, ничуть не более достойными причинами. Конечно, ликвидация Кегана (между прочим, изображённого Джоном Уорнером, известным политиком и предпоследним мужем актрисы Элизабет Тейлор) оказалась выгодна многим, слишком многим – и потому не вызвала серьёзного противодействия. Но когда за событием такого масштаба скрывается уязвлённое отцовское чувство, оказывающееся в свою очередь удобным средством манипуляции в руках закулисного кукловода… А всё расследование оборачивается хитроумным спектаклем, поставленным для введения в заблуждение одного-единственного человека…

Зима приносит смерть / Winter Kills (1979): кадр из фильма
Патриарх всегда прав!

Фильм наверняка вызовет недовольство (как минимум, недоумение) у любителей политических детективов, несмотря на то, что содержит все формальные признаки этого специфического поджанра. Если поначалу иронические (с позволения сказать!) эпизоды можно принять за случайные сбои, то по мере развития сюжета абсурд и «чёрный юмор» резко набирают силу – и именно с такой оговоркой развязка воспринимается абсолютно логичной. Другое дело, что это не исключает куда как реальных жертв и загубленных людских судеб… Тоньше всех данную особенность фильма прочувствовал, по-видимому, Джон Хьюстон, исполнивший привычную для себя роль патриарха рода – гедониста и стратега в одном лице, который позже сам обратится к прозе Кондона, сняв едкую и мрачную «Честь семьи Прицци» /1985/.

.

__________
1 – В итоге производственный бюджет составил $6 млн.
2 – К слову, коммерческого резонанса не последовало, поскольку кассовые сборы составили $1,08 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+