Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны / I soliti ignoti (1958)
Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).
Другие названия: «Злоумышленники остались неизвестны» (вариант перевода названия), «Большое дело на улице Мадонны» / «Big Deal on Madonna Street», «Личности неизвестны» / «Persons Unknown» (международные англоязычные названия).
Италия.
Продолжительность 106 минут.
Режиссёр Марио Моничелли («Серебряная раковина» МКФ в Сан-Себастьяне).
Авторы сценария Адженори Инкроччи (в титрах как Age), Фурио Скарпелли (в титрах как Scarpelli), Сузо Чекки д’Амико, Марио Моничелли по сюжету Адженоре Инкроччи (в титрах как Age) и Фурио Скарпелли (в титрах как Scarpelli) и по рассказу Итало Кальвино (без указания в титрах).
Композитор Пьеро Умилиани.
Оператор Джанни Ди Венанцо.
Жанр: комедия, криминальный фильм
Краткое содержание
Вор Козимо (Меммо Каротенуто), пытаясь угнать автомобиль, оказывается схвачен полицией и попадает за решётку. Там он узнаёт о плане ограбления ломбарда на улице Мадонны, кажущемся исключительно простым. Существует лишь одна сложность — надо найти «барана», то есть человека, готового за вознаграждение взять на себя вину и сесть в тюрьму. К сожалению, согласившийся занять место Козимо Пеппе по прозвищу «Пантера» (Витторио Гассман), неудачливый боксёр, начинает собственную игру, решив лично возглавить налёт. Его сообщниками становятся Марио (Ренато Сальватори), воспитанник сиротского приюта без определённых занятий, сицилиец Микеле Ферриботте (Тиберио Мурджа), оберегающий честь красавицы сестры Кармелины (Клаудия Кардинале), безработный фотограф Тиберио (Марчелло Мастроянни), заботящийся о грудном ребёнке, пока жена отбывает срок, и Капаннелле (Карло Писакане). Оказать команде профессиональную поддержку вызывается Данте Кручани (Тото), опытнейший взломщик сейфов.
Также в ролях: Россана Рори (Норма), Карла Гравина (Николетта), Джина Ровере (Тереза), Джина Амендола («мать» Марио), Эльвира Тонелли (Ассунта), Елена Тонелли (синьора Ада), Паскуале Мисиано (Массимо), Ренато Терра (Эладио), Альдо Трифилетти (Фернандо), Нино Марчетти (Луиджи).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.07.2018
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Уж на что высокомерно американцы относятся к зарубежным (особенно иноязычным) жанровым образчикам, а даже они оценили картину Марио Моничелли исключительно высоко. Правда, премия «Оскар» в итоге досталась (пожалуй, справедливо) более утончённому и элегичному европейскому юмористическому произведению – «Моему дяде» /1958/ француза Жака Тати. Но картина с иронически звучащим заголовком «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны»1 удостоилась чести послужить основой – помимо продолжений – сразу для двух римейков с участием голливудских знаменитостей, а Вуди Аллен великодушно процитировал коллегу в «Мелких мошенниках» /2000/. Да и у режиссёра, по праву причисляемого к крупнейшим мастерам «комедии по-итальянски», лента считается одним из персональных шедевров.
Разумеется, в первую очередь бросается в глаза сатирическая сторона фильма, уморительно, досконально и совершенно невозмутимо воспроизводящего ситуацию «Мужских разборок» /1955/ Жюля Дассена (хотя не обошлось и без едких отсылок к заокеанским heist movies2) – в новых, не столь суровых и солидных обстоятельствах. Ибо матёрыми преступниками, отваживающимися на по-настоящему крупное дельце, становятся, словно на подбор, типичные маленькие люди, не хватающие звёзд с неба, привыкшие довольствоваться скромными радостями, часто находящиеся, стремясь элементарно выжить, не в ладах с законом и вообще – свыкшиеся с грустной участью вечных неудачников. Там, где обычно довлеет жанровая условность, опирающаяся на мощную интригу, неожиданно врывается свежий воздух неореализма, давно доказавшего, что на поверку – вовсе не чужд юмору. Прославленный Тото позволяет себе выступить в качестве, если так можно выразиться, народного аристократа, но особенно тонко чувствует режиссёрскую сверхзадачу, безусловно, Марчелло Мастроянни, чей Тиберио разрывается между ответственностью молодого отца и азартом налётчика. Вместе с тем «Большое дело на улице Мадонны» (под таким заголовком картина демонстрировалась в США) приобретает вневременной характер, противостоя стереотипам коммерческого кинематографа на самом глубоком, философском уровне. Фильмы об ограблениях являются, возможно, наиболее яркими примерами произведений, воспевающих изощрённость и силу человеческого ума, якобы способного просчитать, словно в шахматах, события на несколько ходов вперёд. У Моничелли же – всё «как в жизни», когда ситуация меняется ежесекундно, приходится подстраиваться под новые, внезапно всплывающие обстоятельства и лучше уж в ответственный момент признать поражение, чем продолжать упорствовать в стремлении к цели, не такой, если разобраться, и великой… Жаль, что продюсеры и актёры (но не постановщик!) не учли полезного урока, всё-таки напрасно вернувшись к полюбившимся героям, по-будничному попрощавшимся с наступлением утра.
.
__________
1 – Правда, в оригинале использован речевой штамп из юридического (сыскного) лексикона, примерно соответствующей нашему обороту «Личности преступников не установлены».
2 – Например, «Асфальтовые джунгли» /1950/ Джона Хьюстона, «Убийство» /1956/ Стэнли Кубрика.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий