Зловещие мертвецы / The Evil Dead (1981)
Другое название: «Злые мертвецы» (вариант перевода названия), «Зловещие мертвецы, окончательный опыт пронзительного ужаса» / «The Evil Dead, the Ultimate Experience in Grueling Horror» (название в заключительных титрах).
США.
Продолжительность 85 минут.
Режиссёр Сэм Рэйми.
Автор сценария Сэм Рэйми.
Композитор Джозеф де Лука (в титрах как Joe Loduca).
Оператор Тим Файло.
Жанр: фильм ужасов
Краткое содержание
Пятеро друзей, Эшли, он же Эш (Брюс Кэмпбелл), Черил (Эллен Сандвайсс), Скотт (Ричард ДиМанинкор, в титрах как Hal Delrich), Линда (Бетси Бейкер) и Шелли (Тереза Тилли, в титрах как Sarah York), решают провести уик-энд в домике, расположенном в уединённом и безлюдном месте в глухом лесу в штате Теннеси. Случайно обнаружив в подвале записи с результатами многолетних исследований признанного учёного и Книгу Мёртвых — древнюю рукопись, в которой описан способ установления контакта с духами из потустороннего мира, они вызывают к жизни зловещих, агрессивных, отвратительных демонов.
Также в ролях: Филип Э. Джиллис (дублёр, в титрах как Phil Gillis), Дороти Тэперт (дублёр), Тед Рэйми (дублёр), Айвэн Рэйми (дублёр), Скотт Спигел (дублёр), в эпизоде Сэм Рэйми (рыбак / злая сила, озв., без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.09.2013
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сэм Рэйми вместе со своим братом Тедом и их общим закадычным приятелем Брюсом Кэмпбеллом, что называется, «на троих» снимали любительские фильмы на плёнку «супер-8», ещё когда учились в средней школе. Решение о том, что актёром станет именно Брюс, приняли совместно, исходя из соображений, что только он из компании привлекал к себе внимание девушек. Да и в целом «Зловещие мертвецы» являются, в сущности, полнометражным «римейком» их короткометражек с характерными названиями «Это убийство!» /1977/ и «В лесных дебрях» /1978/. Причём съёмки, в основной своей массе состоявшиеся зимой 1979-80-х годов, обошлись в весьма скромную сумму ($350 тыс.), которая, несмотря на кое-какие трудности с цензорами, окупилась многократно. К 1983-му году кассовые сборы в национальном прокате составили $2,4 млн., а, например, повторный выпуск картины на экраны в 2005-м принёс ещё $11 млн.
Таким образом, «Зловещие мертвецы» являются хрестоматийным примером «независимого» фильма ужасов, появившегося на свет в рамках традиции, заложенной и выпестованной несколькими поколениями кинематографистов – первопроходцев, не чаявших души в жутких и причудливых историях. Не вина таких художников-самородков, как Джордж Э. Ромеро, Тоуб Хупер, Брайан Де Пальма, которым Рэйми искренне и остроумно отдал дань уважения, что их произведения оказались объектом массового тиражирования, а в первую очередь – коммерции. Способом завлечь в кинотеатры зрителей, охочих до насилия и натуралистичных подробностей. Откликом на рекомендацию, данную авторам Энди Грейнджером, их общим приятелем, и якобы гарантирующую успех1, стала специально отснятая ехидная сцена с дословной реализацией совета, когда кровь заливает объектив кинопроектора, что проецируется на огромный белый киноэкран. Да и пафос небезызвестного иронического спора Сэма с коллегой и единомышленником Уэсом Крэйвеном2, пожалуй, не исчерпывается препирательствами о том, чьё зрелище страшнее и неприятнее. Это можно понять и в качестве метафоры истинной творческой свободы, не сдерживаемой никакими условностями и не регламентируемой правилами «фабрики грёз».
Нет сомнений в том, что картина является «зловещей» феерией – последним (окончательным! полностью завершённым!) опытом пронзительного ужаса, как не без гордости заявлено в финальных титрах. Ограниченность средств, которую лишь подчёркивают и камерность декораций, и небольшое число действующих лиц, и общая ограниченность пространства, с лихвой компенсирует полёт мрачной, разбушевавшейся, необузданной фантазии – вкупе с грамотными нарративными приёмами3. Беспредельный разгул мерзопакостных демонов, норовящих уничтожить пришлецов, овладевая людскими телами и материализуясь в деревьях-хищниках, лично на меня произвёл, признаюсь, неизгладимое впечатление, заставив причислить «Зловещих мертвецов» к числу всё-таки немногих произведений, способных повергнуть зрителей в шоковое состояние.
.
__________
1 – «Ребята, неважно, что вы делаете, – просто позвольте крови залить экран».
2 – Имеется в виду разорванный рекламный плакат ленты «У холмов есть глаза» /1977/, в которой Уэс показал растерзанный постер спилберговских «Челюстей» /1975/.
3 – К числу визитных карточек Рэйми относится долгий «субъективный» (с точки зрения бесплотных «зловещих мертвецов») план – панорама по злополучному лесу.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Одиноков Алексей. Сэм Рэйми: живой и очень быстрый // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 30. – С. 20-21.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий