Зверинец / National Lampoon’s Animal House (1978)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Зверинец от «Нэшнл Лампун» / «Зверинец от «Национального пересмешника» (варианты перевода названия), «Зверинец» / «Animal House» (усечённый вариант названия).
США.
Продолжительность 109 минут.
Режиссёры Джон Лэндис.
Авторы сценария Гарольд Рамис, Дуглас Кенни, Крис Миллер.
Композитор Элмер Бернстайн.
Оператор Чарльз Коррелл.
Жанр: комедия
Краткое содержание
1962-й год, колледж имени Фабера. Новички Лоуренс Крогер (Том Халс) и Кен Дорфман (Стивен Фёрст), разочаровавшись в порядках элитного братства «Омега Тэта Пи», открывают для себя более беспечную и развесёлую студенческого общину, «Дельта Тау Чи», заводилой в которой выступает многоопытный Джон Блутарский (Джон Белуши), или просто «Блуто». Вопреки первоначальным сомнениям, товарищей принимают в сплочённые ряды, и это служит началом развесёлых приключений.
Также в ролях: Марк Меткалф (Дун Найдермейер), Мэри Луиза Уэллер (Мэнди Пепперидж), Марта Смит (Бэбс Джэнсен), Джеймс Дотон (Грег Мармэлард), Кевин Бейкон (Чип Диллер), Дуглас Кенни (Сторк), Крис Миллер (Хардбар, в титрах как ChristianMiller), Брюс Боннхейм, Карен Аллен (Кэйти), Джеймс Уиддоус (Роберт Хувер), Тим Мэтисон (Эрик Стрэттон), Дональд Сазерленд (Дейв Дженнингс), Верна Блум (Мэрион Уормер).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.07.2021
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сами американцы причисляют «Зверинец» к безусловной классике экранных юмористических произведений, не забывая включать в разного рода списки лучших кинокомедий «всех времён и народов» – вплоть до Национального кинорегистра Библиотеки Конгресса США, куда картина попала как обладающая «высокой культурной ценностью». Тем самым – неустанно доказывая, что с течением времени значение фильма лишь возрастает, а умопомрачительный коммерческий ажиотаж, вызванный в момент выхода на экраны1, вовсе не был случайным. Это, признаюсь, настраивает на определённое восприятие ленты, особенно если обратить внимание на время действия и, кроме того, загодя узнать, что сценаристы Харольд Рамис, Дуглас Кенни и Крис Миллер вдохновлялись не только короткометражкой Айвана Райтмана2 «Ориентация» /1968/, но и воспоминаниями о собственной бурной студенческой жизни. Однако Джон Лэндис, в принципе, вовремя понял, что соотечественникам успела основательно приесться стилистика а-ля «Американские граффити» /1973/, продолжение которых совершенно не понравилось публике. И, следовательно, что многие, очень многие заранее готовы принять (и принять с неописуемым восторгом!) грубую, прямую, местами не лишённую пошлости, но точно – смелую пародию на все эти чуть романтические, ироничные, ностальгические и т.д. и т.п. рассказы о первых шагах шестидесятников.
В фильме, впрочем, не обошлось без «знакового» персонажа – профессора литературы Дейва Дженнингса, не скрывающего презрения к скучному академизму, словом и делом проповедуя мораль нескольких поколений «бунтарей». Вдвойне символично приглашение Дональда Сазерленда, по праву воспринимавшегося одним из символов мятежной молодёжи, который словно перенёс весёлый анархизм и отстранённо-философское отношение к абсурдной действительности прямо из полевого хирургического госпиталя3. Вот только эта сюжетная линия носит, в сущности, разоблачительный характер, срывая маску с немолодого соблазнителя невинных студенток, и драматичные нотки (предательство Буна любимой Кэйти) резко контрастируют с атмосферой всеобщего, а главное, искреннего ликования и ничегонеделанья. Именно там и тогда, в «зверинце», образовался воистину континентальный водораздел между носителями разных мировоззрений. Между воспитанниками генерации старой («идейной») и представителями генерации новой, которые даже в самый пафосный и ответственный момент умудряются брякнуть глупость на манер «Блуто»: «А что, если бы наши ребята сдались, когда немцы разбомбили Пёрл-Харбор?!» При этом Джону Лэндису сказочно повезло, что именно Джон Белуши согласился выступить выразителем духа времени, бесцеремонно и требовательно отвоёвывавшего себе место под солнцем. Дебютная целлулоидная зарисовка под маркой National Lampoon (‘Национальный пересмешник’) оказалась не только первой ласточкой среди блистательных картин команды Saturday Night Live, но и пусть не породила, так легитимировала особый поджанр – сексуальных тинэйджеровских комедий. А если члены братства «Дельта Тау Чи», добившиеся, как следует из финальных титров, завидных успехов в жизни (вплоть до победы на выборах в сенат!), кому-то покажутся недалёкими и ленивыми, сравните их с теми оболтусами и лоботрясами, что придут на смену.
.
__________
1 – При бюджете в $2,5-3 млн. прокатная плата составила $70,8 млн., что обеспечило картине третье место в сезоне и второе – среди собратьев по жанру за всё десятилетие!
2 – Между прочим, он рассчитывал осуществить постановку лично, однако студия предпочла режиссёра поопытнее.
3 – Обратим внимание и на несомненное влияние вольной, демонстративно лишённой интриги драматургии олтменовского шедевра на композиционное строение «Зверинца».
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий