Зверополис / Zootopia (2016)
Полнометражный фильм (премии «Оскар», «Золотой глобус»).
Другие названия: «Звериная утопия» / «Зооутопия» / «Зутопия» (варианты перевода названия), «Зоотрополис» / «Зверополис» / «Zootropolis» (англоязычное название в некоторых странах).
США.
Продолжительность 108 минут.
Режиссёры Байрон Ховард, Рич Мур, сорежиссёр Джаред Буш.
Авторы сценария Джаред Буш, Фил Джонстон по сюжету Байрона Ховарда, Рича Мура, Джареда Буша, Джима Рирдона, Джози Тринидад, Фила Джонстона, Дженнифер Ли и по оригинальной идее (без указания в титрах) Келли Д. Льюис.
Композитор Майкл Джаккино (номинация Миккела Сторлика Эриксена, Тора Эрика Хермансена, Сиа за песню Try Everything).
Оператор Натан Уорнер.
Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, комедия, криминальный фильм, семейный фильм, детектив
Краткое содержание
Крольчиха Джуди Хоппс (озв. Джиннифер Гудвин), с детства мечтавшая быть блюстителем закона, с отличием оканчивает полицейскую академию и прибывает на место службы — в город Зутопию. Однако капитан Буйволсон (озв. Идрис Эльба) направляет новенькую выписывать штрафы за неправильную парковку. Джуди не намерена мириться с дискриминацией — и вскоре девушке выпадает шанс показать всё, на что способна. Офицер Хоппс предстоит за сорок восемь часов найти пропавшего без вести Эммета Выдригтона. Её напарником поневоле становится лис Ник Уайлд (озв. Джейсон Бейтман), искушённый и не лишённый обаяния мошенник.
Роли также озвучивали: Дженни Слейт (мисс Барашкис), Нейт Торренс (Бенджамин Когтяузер), Бонни Хант (Бонни Хоппс), Дон Лейк (Стю Хоппс), Томми Чонг (Якс), Дж. К. Симмонс (Леодор Лайонхарт), Октавия Спенсер (миссис Оттертон), Алан Тьюдик (Дюк Уизелтон), Шакира (Газель), Рэймонд С. Перси (Флэш / офицер Хиггинс), Делла Саба (Джуди Хопс в детстве), Морис ЛаМарш (мистер Биг), Фил Джонстон (Гидеон Грей / юный Гидеон), Том Листер-мл. (Финник), Рич Мур (Даг / Ларри), Байрон Ховард (Баки Орикс-Антлерсон / Трэвис), Джаред Буш (Пронк Орикс-Антлерсон), Джози Тринидад (домовладелица), Кристен Белл (Присцилла).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.02.2023
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Переименование мультфильма в некоторых странах в «Зверополис» (в англоязычном варианте – «Zootropolis») не являлось прихотью местных прокатчиков, а было продиктовано юридическими соображениями. Оказывается, права на торговую марку «Zootopia» (‘зооутопия’ или ‘звериная утопия’) ещё в 2014-м году зарегистрировали владельцы зоопарка, расположенного в датском городке Гивскуде, что могло послужить поводом для судебных разбирательств в Европе. Кроме того, из официальных разъяснений Walt Disney Pictures следует, что наличествовали и иные причины… А жаль! Новый вариант, естественно, вызывает ассоциации с «Метрополисом» /1927/, остающимся одной из самых знаменитых антиутопий в истории кинематографа (да и вообще в искусстве XX века). Но ведь у Фрица Ланга показано общество, в котором присущие капитализму антагонистические противоречия доведены до крайности, до взрывоопасного состояния – по сути, до революционной ситуации. Джуди Хоппс же прибывает из родного провинциального населённого пункта Банниберроу (‘кроличья нора’) в Зутопию – мегаполис, где сбылась мечта представителей разных видов млекопитающих о существовании идеального места. Там достижения науки и техники используются на всеобщее благо, и каждый гражданин имеет возможность реализовать личностный потенциал в любой сфере деятельности. По крайней мере в теории.
На практике обстановка, как обычно, сложнее. Первую выпускницу полицейской академии из семейства зайцевых никто с распростёртыми объятиями не ждёт – и Джуди поручают выписывать штрафы за нарушение правил парковки. Вот только на ловца и зверь бежит, и упорная девушка, с детства мечтавшая «служить и защищать», в какой-то момент получает шанс показать, на что способна… В своё время в отношении «диснеевской» адаптации баллад о Робин Гуде, где благородный разбойник из Шервудского леса выведен антропоморфным лисом, раздавались (в первую очередь в США) упрёки в эксплуатации стереотипов, сложившихся в отношении тех или иных животных, в чём усматривали чуть ли не расистскую подоплёку. Байрон Ховард, Рич Мур и Джаред Буш, не скрывавшие, что черпали вдохновение в детище Вольфганга Райтермана, поставили во главу угла, напротив, критику предрассудков. На поверку выясняется, что до благорастворения воздухов ещё далеко: торжественно провозглашённые идеалы свободы и равных, притом неограниченных, возможностей, увы, не претворены в жизнь. Мысль проведена тонко и остроумно – жаль только, что не является оригинальной. Напротив, схожий лейтмотив без труда обнаруживается в великом множестве голливудских кинопроизведений, особенно в CGI-анимации. Другое дело, что авторское послание не сводится к пропаганде политкорректных лозунгов.
Не могу не выразить восхищения технической стороной зрелища, поражающего буйством фантазии постмодернистского толка. Мир, созданный на экране, самобытен и вместе с тем – подозрительно напоминает привычную нам (в первую очередь, конечно, американцам) урбанистическую реальность. Не обходится без элементов сатиры (на бюрократию, на нравы обывателей, даже на приверженцев натуризма), но суть заключается не в том. Случай (или всё-таки Фортуна?) сводит Хоппс с пройдошливым, зато обаятельным лисом Ником Уайлдом, принуждённым помогать в поиске пропавшего без вести. Позже выясняется, что тот ступил на кривую стезю мошенничества, став в детстве жертвой всё тех же шаблонов восприятия, однако важнее другое. По ходу расследования всплывают обстоятельства, грозящие поставить под сомнение базовые принципы существования Зутопии. Все разыскиваемые принадлежали к отряду хищников – и были по приказу мэра (льва Леодора Лайонхарта, то есть ‘Львиное сердце’) тайно изолированы после того, как теряли рассудок и ударялись в агрессию. Причина странного поведения пока не установлена – и в городе стремительно распространяются панические настроения, грозящие подорвать худо-бедно сложившиеся общественные устои.
Потрясающая метафора! Кинематографисты деликатно напоминают зрителям о той нехитрой (но чаще – игнорируемой) истине, что достижения цивилизации служат лишь очень тонким защитным слоем, не дающим индивидам скатиться в состояние дикости. И не так уж сложно нейтрализовать сознание, наделённое способностью обуздывать первобытные инстинкты, таящиеся в безднах бессознательного… Злостный манипулятор1 прямо говорит, что делает ставку на страх, позволяющий легко управлять взбудораженными массами. Полагаю, что создатели «Зверополиса» согласились бы с воззванием советских документалистов Феликса Соболева и Виктора Олендера, напомнивших под занавес замечательного, во многих отношениях пророческого фильма «На прицеле ваш мозг» /1985/ о том, что империя внушения не всесильна: «Она боится разума». А вообще факт шумного коммерческого успеха «Зверополиса», собравшего в международном прокате свыше $1 млрд. (при бюджете $150 млн.), приятно удивил. И россыпь престижных наград, включая премии «Оскар», искренне радует.
.
__________
1 – Не станем раскрывать тайну развязки, хотя мне, признаться, не составило труда вычислить главного злодея (чуть раньше, чем хотелось бы).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий