Звездный Путь 5: Последний рубеж / Star Trek V: The Final Frontier (1989)
Другие названия: «Звездный путь V: Последний рубеж» / «Звездный путь V: Последняя граница» (варианты перевода названия), «Звёздный путь: Последний рубеж» / «Star Trek: The Final Frontier».
США.
Продолжительность 107 минут.
Режиссёр Уильям Шетнер.
Автор сценария Дэвид Лофери по сюжету Уильяма Шетнера, Хэрва Беннетта, Дэвида Лофери и на основе телесериала Джина Родденберри.
Композитор Джерри Голдсмит.
Оператор Эндрю Ласло.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Вновь назначенный на должность капитана USS Enterprise (NCC-1701-A), Джеймс Т. Кирк (Уильям Шетнер) проводит вместе с лучшими друзьями, первым помощником Споком (Леонард Нимой) и доктором МакКоем (ДеФорест Келли), отпуск на Земле — в национальном парке Йосемити. Членов экипажа в экстренном порядке отзывают из увольнительного. Им предстоит ответственная миссия — спасти заложников, удерживаемых на планете Нимбус III.
Также в ролях: Джеймс Духан (Скотти), Уолтер Кёниг (Чеков), Нишель Николс (Ухура), Джордж Такеи (Сулу), Дэвид Уорнер (Сент-Джон Тэлбот), Лоренс Лакинбилл (Сайбок), Чарльз Купер (Коррд), Синтия Гаув (Кэйтлин Дар), Тодд Брайант (капитан Клаа), Спайс Уильямс-Кросби (Виксис), Рекс Холман (Дж’онн), Джордж Мёрдок (Бог), Джонатан Симпсон (юный Сарек), Беверли Харт (высшая жрица), Хэрв Беннетт (начальник штаба Звёздного флота), Мелани Шетнер (землевладелица).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.01.2016
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Не только руководство Paramount Pictures, но и аналитики, специализирующиеся на кинобизнесе, прогнозировали фильму колоссальный успех (до $200 млн. кассовых сборов!) – даже несмотря на то, что на май-июнь 1989-го были запланированы премьеры других горячо ожидаемых блокбастеров: «Индианы Джонса и последнего крестового похода», «Охотников за привидениями 2», «Бэтмена»… Результат оказался гораздо скромнее1 – но Уильяму Шетнеру, вероятно, было ещё неприятнее читать отрицательные, зачастую разгромные рецензии, а следом и узнать о выдвижении картины в нескольких номинациях на «Золотую малину». Мало того, из трёх в итоге полученных издевательских премий две (исполнение главной мужской роли и режиссура – за ленту в целом «награда» досталась продюсеру Хэрву Беннетту) причитались ему лично! И пусть возблагодарит судьбу, что ярлык «Худший фильм десятилетия» ушёл создателям «Дорогой мамочки» /1981/… Неужели всё настолько безнадёжно?
На мой взгляд, определённый перебор по части критики – налицо. Как раз нетрудно понять Шетнера и Беннетта, решивших отказаться от несерьёзной (в отдельные моменты – практически комедийной) интонации предыдущей картины и вернуться к духу оригинального телесериала. Во всяком случае в сюжете отведено место и приключениям (члены экипажа под командованием капитана даже проводят небольшую диверсионно-спасательную операцию на Нимбусе III), и напряжённому ожиданию того, чем разрешится ситуация с фактическим захватом звездолёта Сайбоком, и интересному научно-фантастическому – скорее, религиозно-философскому – допуску. Между прочим, Джин Родденберри утверждал, что идею встречи команды USS Enterprise с самим Всевышним предлагал руководству киностудии ещё в середине прошлого десятилетия (киномагнаты тогда сочли тематику чересчур рискованной), и не испытал восторга от того, как замысел оказался реализован. Последним рубежом (или границей) на поверку становится не космос как таковой, а отдалённая, находящаяся за Великим Барьером планета Ша Ки Ра, где обитает таинственное существо, величающее себя «Богом» и действительно могущественное, однако по факту – остро нуждающееся в… средстве передвижения. После такого открытия с сопутствующими трудностями (Джеймс, не сдержавшись, задал неудобный вопрос, за что подвёргся суровому наказанию) и примирение с заклятыми врагами – клингонами – не покажется невероятным! Впрочем, отсутствие предубеждений в отношении ленты не позволяет игнорировать очевидное. Уильяму, на тот момент имевшему крайне ограниченный опыт в режиссуре (десять эпизодов в телевизионном цикле «Т.Дж. Хукер»), не хватает мастерства для того, чтобы действие произвело впечатление цельного, а не казалось расколотым на несколько фрагментов. Как бы то ни было, решение возвратить Николаса Мейера представляется правильным.
.
__________
1 – При производственных затратах, оцениваемых в $27,8-33 млн., кассовые сборы в национальном прокате составили $55,2 млн., в целом – $70,2 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Вяткин Андрей. В мире звёздных войн // Советский экран. – 1990, № 5. – С. 28-29.
Добавить комментарий