Звонок / Ringu (1998)

Звонок / Ringu (1998): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Звонок» / «Кольцо» / «The Ring» / «Ring» (международное англоязычное название).

Япония.

Продолжительность 96 минут.

Режиссёр Хидэо Наката.

Автор сценария Хироси Такахаси по роману Кодзи Судзуки.

Композитор Кэндзи Каваи.

Оператор Дзюнъитиро Хаяси.

Жанр: фильм ужасов, детектив

Краткое содержание
После загадочной смерти племянницы Томоко Оиси (Юко Такуэти) журналистка Рейко Асакава (Нанако Мацусима) решает самостоятельно найти объяснение случившемуся, с недоверием относясь к типичному, как считает, городскому мифу о том, что после просмотра некой видеокассеты раздаётся телефонный звонок, а спустя неделю — человек умирает с лицом, перекошенным от ужаса. Однако всё предсказанное начинает сбываться и с самой Рейко — и она, преодолев первоначальный скепсис, понимает, что не осталось иного выбора, кроме как разобраться в причинах происходящего, попросив поддержку у бывшего мужа Рюдзи Такаяма (Хироюки Санада). Начатое расследование приводит Асакаву и Рюдзи в заброшенный дом, где много лет назад произошла трагедия: девушка по имени Садако (Риэ Иноу) была заживо погребена в глубоком колодце. Рейко осознаёт, что время почти истекло — и делает всё, чтобы помочь душе невинно убиенной обрести покой…

Также в ролях: Мики Накатами (Май Такано), Хитоми Сато (Масами), Ёити Нумата (Такаси Ямамура), Ютака Мацусигэ (Ёсино), Кацуми Мурамацу (Коити Асакава), Рикия Отака (Ёити Асакава), Масако (Сидзуко Ямамура), Дайсукэ Бан (Хэйхатиро Икума).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.03.2024

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Звонок / Ringu (1998): кадр из фильма
Тревога нарастает

Спустя год после выхода «Куба» /1997/ Винченцо Натали и, скорее всего, независимо от канадской ленты, в другой части света появился очень любопытный фильм, который воспринимается произведением несомненно родственным, – «Звонок», экранизация бестселлера Кодзи Судзуки. Причём повсеместный, начиная с национального проката, коммерческий успех картины, почти сразу послужившей основой для двух ремейков, снятых в Республике Корея и США, косвенно свидетельствует об актуальности той методологии художественного анализа действительности, что вслед за коллегой была предложена режиссёром Хидэо Наката и сценаристом Хироси Такахаси.

Звонок / Ringu (1998): кадр из фильма
Окно в иной мир?

Финал решительно опрокидывает ожидания публики, большей частью воспринимающей события в духе триллеров и хорроров на современном материале, где интрига чаще сводится к тому, что героям надлежит сначала раскрыть тайну, а затем, уже зная причины происходящего, спастись от смертоносных сил сверхъестественной природы – вроде Майкла Майерса или Фредди Крюгера. Хидэо Наката, к тому же, намеренно поддерживает возникшую иллюзию, досконально следуя (вплоть до развязки) сложившейся традиции, рисуя картину урбанистической жизни, вдруг обнаруживающую наличие опасных, непостижимых явлений. Призрак Садако1 вполне уютно чувствует себя в предлагаемых условиях, исключающих мистику даже на сугубо бытовом уровне. Давно вошедшие в обиход технические и электронные устройства (здесь, кстати, содержится косвенная перекличка с «Кубом») наподобие фотоаппарата, видеомагнитофона с кассетами, телефона и т. п. становятся средствами расправы над людьми, имевшими неосторожность совершить легкомысленные поступки. Эти предметы словно впитывают в себя архетипические черты, странным образом рифмуясь со старым колодцем и зеркалом – более древними обиталищами мятежной Садако.

Звонок / Ringu (1998): кадр из фильма
Что там внутри?

Только вот задействованный авторами мотив опасности, таящейся в привычной реальности, до поры до времени кажущейся рационально объяснимой, постепенно (обращение происходит, подчеркнём, очень тонко и незаметно) уступает место более сложному комплексу идей, восходящих к древнему японскому жанру – «кайдан», то есть ‘истории о привидениях’. Выпав из знакомого окружения, Рейко тем не менее не отказывается (а возможно, и не может отступиться!) от прежней логики – логики жизни, пытаясь применить её к потустороннему миру. Нечто подобное происходит и со зрителем2, в лучшем случае чувствующим неладное в благополучном – поначалу – разрешении. Наката сторонится любых возможных чётких объяснений поведанных событий, в том числе косвенных, данных намёками. Для авторов «Звонка» несомненно лишь то, что разрешение загадки лежит в запредельной сфере, недоступно ни людскому опыту, ни разуму. Поступок Садако, вовсе не обретшей успокоение, остаётся неясным и для Рейко, в том числе за мгновение до смерти, и для аудитории. Некоторые законы человеку неподвластны – их следует лишь соблюдать. Правда, японский режиссёр не придаёт своему, явно агностического толка откровению глобального характера, как поступил тот же Нэтали. Однако во всём, что относится к сфере трансцендентного, Хидэо остаётся непреклонным.

.

__________
1 – Один лишь вид девушки с длинными растрёпанными волосами и зловещим взглядом исподлобья, передвигающейся медленно и плавно, вселяет немыслимый трепет.
2 – Усилиями авторов идентифицирующимся с кем-то из бывших супругов, чьи поступки столь просты и по-человечески понятны.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+