Дневник памяти / The Notebook (2004)
Другие названия: «Записная книжка» / «Дневник» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 123 минуты.
Режиссёр Ник Кассаветис.
Автор сценария Джереми Левен по роману Николаса Спаркса, автор адаптации Жан Сарди.
Композитор Аарон Зигман.
Оператор Роберт Фрэсс.
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Ноа Кэлхун (Райан Гослинг) знакомится в парке развлечений с семнадцатилетней Эллисон Хэмилтон (Рэйчел МакАдамс), приехавшей в городок Сибрук Айленд, штат Южная Каролина, вместе с родителями (Дэвид Торнтон и Джоан Аллен) на лето. Хотя поначалу девушка относится к ухаживаниям юноши, работающего на лесопилке, равнодушно, вскоре у них завязывается роман. Но что будет осенью, когда Элли предстоит уехать учиться? А вскоре США вступают во Вторую мировую войну…
Также в ролях: Джеймс Гарнер (пожилой Ноа / «Дьюк»), Джина Роулендс (пожилая Элли), Джеймс Марсден (Лон Хэммонд), Джейми Браун (Марта Шоу), Сэм Шепард (Фрэнк Кэлхун), Кевин Коннолли (Фин), Хизер Уэлквист (Сара Таффингтон), Эд Грейди (Гарри), Старлетта ДюПуа (медсестра Эстер), Обба Бабатунде (музыкант), Марк Джонсон (фотограф), Марк Гарнер (сотрудник Лона).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.05.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Творчество Николаса Спаркса, родившегося в американском городе Омаха, штат Небраска, в 1965-м году, стало настоящим подарком для Голливуда! Во всяком случае – первые же (включая «Послание в бутылке» /1999/ и «Спеши любить» /2002/) экранизации его прозы позволяют прийти к выводу в том духе, что кинематографисты открыли для себя не просто талантливого литератора. Мир писателя, бережно и очень подробно перенесённый на экран, по-особому уникален и, пожалуй, даёт основания заявить о подлинной революции в рамках жанра. «Дневник памяти», которому суждено остаться, по всему видно, вершинной экранизацией спарксовской прозы, в известной степени противостоит совсем иной тенденции – попыткам привнесения в мелодраму мироощущения, характерного для эпохи постмодернизма. В данной связи нельзя не отметить вклад сценариста Джереми Левена, который, судя по более ранним работам, особенно по пронзительному, проникнутому романтическим настроением «Дону Жуану Де Марко» /1994/, во многом близок Николасу воззрениями на жизнь. Знаменательно, что в итоге (после отказа Стивена Спилберга) постановку осуществил Ник Кассаветис, который не в первый раз пригласил на одну из главных ролей свою мать – Джину Роулендс, знаменитую актрису и, что не менее важно, музу его выдающегося отца Джона. Благодаря этому и мотив неосязаемой, духовной связи времён, столь важный в контексте повествования, приобретает дополнительную значимость.
Фильм возвышенно сентиментален и по-хорошему старомоден. И не только в части содержания, ибо рассказывает историю любви, которая понятна и близка людям, живущим в любой исторический период. Всё – просто до слёз и, в сущности, предсказуемо. И намечающийся мезальянс, поскольку родители мисс Хэмилтон, принадлежащие к зажиточному классу, настроены решительно против молодого человека – выходца из пролетарской среды с туманными перспективами. И разлука, затянувшаяся как в силу скрытого противодействия матери девушки, так и по объективным причинам (война, откуда суждено вернуться далеко не каждому). И преодоление разрыва, неизбежное в силу искренности чувств, приобретающих подчас характер одержимости. И волнительная встреча спустя годы, когда кардинально изменился целый мир – лишь любовь, вопреки всяким опасениям, осталась в неприкосновенности. Да и драматическая развязка, от которой тоже, увы, никуда не уйти…
В кратком пересказе история прозвучит, возможно, избито – и даже некоторое усложнение формы (путём введения развёрнутой ретроспекции, смешения подлинных и, как поначалу кажется, вымышленных событий) мало что не меняет. Но надо иметь удовольствие видеть необычайно раскованное, покоряющее богатством психологических нюансов существование на экране артистов1, изображающих Ноа и Эллисон и в юности, и в пору обретения человеческой зрелости, и на склоне лет… Слышать красивую, очищающую душу музыку… Погрузиться в утончённую атмосферу, созданную режиссёром, сумевшим блестяще передать смену исторических эпох… И тогда – исчезнут последние сомнения касательно того, что и иные банальности в духе «они любили друг друга всю жизнь и умерли в один день» иногда могут прозвучать, точно величайшее откровение. Высокие чувства, бережно зафиксированные в дневнике на память, воистину способны сотворить чудо. Если роман попал в перечень бестселлеров газеты The New York Times в течение недели после того, как поступил в продажу, то фильм четырёхкратно окупил производственный бюджет ($29 млн.), собрав $117,8 млн.
.
__________
1 – Тандем Гослинг-МакАдамс ничуть не уступает таким искушённым, увенчанным сединами мастерам, как Джеймс Гарнер и Роулендс.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий