Триста спартанцев / The 300 Spartans (1962)

Триста спартанцев / The 300 Spartans (1962): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «300 спартанцев» (вариант перевода), «Лев Спарты» / «Lion of Sparta».

США.

Продолжительность 114 минут.

Режиссёр Рудольф Мате.

Автор сценария Джордж Сент-Джордж на основе материала Уго Либераторе, Ремигио Дель Гросса, Джованни д’Эрамо, Джана Паоло Каллегари.

Композитор Манос Хадзидакис.

Оператор Джеффри Ансуорт.

Жанр: приключенческий фильм, драма, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
Ксеркс I (Дэвид Фаррар), шахиншах Ахеменидской державы, собрал несчётное войско, чтобы поработить Элладу. В некоторых полисах распространяются панические настроения, однако Фемистокл (Ральф Ричардсон) предлагает передать командование в руки Леонида I (Ричард Иган), царя Спарты. Решено провести сражение в ущелье Фермопилы, где подавляющее численное превосходство неприятеля не станет таким уж явным преимуществом. Спартанцы готовы подать соотечественникам пример отваги и самоотверженной стойкости.

Также в ролях: Анна Синодину (Горго), Барри Коу (Филон), Дайан Бэйкер (Элла), Роберт Браун (Пентей), Джон Кроуфорд (Агафон), Иван Тризо (Демарат), Энн Уэйкфилд (Артемисия), Дональд Хьюстон (Гидарн Младший), Киерон Мур (Эфиальт).

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.07.2024

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Триста спартанцев / The 300 Spartans (1962): кадр из фильма
Доблесть превыше всего

В сезоне 1970-го лента Рудольфа Мате пользовалась в кинопрокате СССР наивысшим спросом среди заокеанских кинокартин1, хотя в сводном списке (включающем двухсерийные фильмы разных стран) заняла только тридцать третье место. А вот данных по результатам демонстрации в самих США найти не удалось, притом что разные источники сходятся во мнении, что «300 спартанцев» лишь поначалу задумывались в качестве очередного пеплума в подражание модным тогда итальянским жанровым образчикам. Как-никак кинокомпания 20th Century Fox вложила в производство солидную сумму (порядка $1,35 млн., или £500 тыс.), а содействие правительства Греции, разрешившего привлечь в массовку – наряду со статистами-гражданскими – военнослужащих, придало зрелищу неплохой размах. Конечно, режиссёр вряд ли ставил себе целью состязаться с титанами вроде Сесила Блаунта ДеМилля или Уильяма Уайлера, но имел полное право гордиться тем, что осуществил (незадолго до скоропостижной смерти в возрасте шестидесяти шести лет) масштабную постановку. Дерзкая вылазка под прикрытием ночи в полевой лагерь неприятеля и стойкость фаланг, раз за разом одолевающих атакующие полчища (как пешие, так и конные), запоминаются надолго.

Триста спартанцев / The 300 Spartans (1962): кадр из фильма
Все вместе — за Элладу

Наверное, нет смысла удивляться склонности некоторых американцев воспринимать экранные события сквозь призму «холодной войны», отождествляя свободолюбивых эллинов с государствами Запада, а персов-поработителей – с угрозой с Востока. И никому не было дела, что для подобной трактовки Мате и сценарист Джордж Сент-Джордж никаких оснований в общем-то не предоставили. Советские зрители имели в данном отношении ничуть не меньше прав проводить параллели с героическими эпизодами нашего недавнего прошлого, наблюдая за подвигом мужественных защитников, облачённых в красные плащи. При некоторой наивности интерпретации поступков Ксеркса I, наслаждающегося безграничной властью, правящего деспотическими методами, уверенного в своём величии и, как следствие, легко поддающегося манипуляции, авторы отстаивают в целом правильный пафос. Три сотни соратников царя Леонида I, добровольно избравших участь – отдать жизни за Отечество (понимаемое расширительно, выходящее далеко за границы родного полиса), по сию пору справедливо считаются воплощением воинов и патриотов на века. Любопытно, что поведанная кинематографистами история так сильно поразила юного Фрэнка Миллера, что тот позже выпустит одноимённый графический роман, посвящённый тем же событиям (правда, расцвеченным буйной фантазией). И ни для кого не секрет, что экранизация, осуществлённая Заком Снайдером, принесёт создателям триумф, став вехой в применении кинематографистами новейших средств выразительности.

.

__________
1 – 27,1 млн. проданных билетов – выше, чем у таких талантливых голливудских кинохитов, как «Квартира» /1960/ и «Моя прекрасная леди» /1964/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+