История игрушек / Toy Story (1995)

История игрушек / Toy Story (1995): постерПолнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «История игрушек в 3D» / «Toy Story in 3-D» (рекламное название).

США.

Продолжительность 81 минута.

Режиссёр Джон Лассетер (специальный «Оскар»).

Авторы сценария Джосс Уидон, Эндрю Стэнтон, Джоэл Коэн, Алек Соколов по сюжету Джона Лассетера, Пита Доктера, Эндрю Стэнтона, Джо Ранфта (номинация на «Оскар»).

Композитор Рэнди Ньюман (номинация на «Оскар», номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» за песню You’ve Got a Friend in Me).

Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, комедия, семейный фильм, кинофантазия

Краткое содержание
Ковбой Вуди (озв. Том Хэнкс) является любимой игрушкой юного Энди Дэвиса (озв. Джон Моррис) и, кроме того, пользуется непререкаемым авторитетом у товарищей: Мистера Картофельной Головы (озв. Дон Риклс), застенчивого тираннозавра Рекса (озв. Уоллес Шон), собаки Спиральки (озв. Джим Варни) и других. Ситуация резко меняется, когда мальчику дарят на день рождения Базза Лайтера (озв. Тим Аллен), искренне верящего в то, что является настоящим космическим рейнджером, что вооружён лазером и умеет летать. В комнате назревает конфликт…

Роли также озвучивали: Джон Ратценбергер (Хэмм), Энни Поттс (Бо Пип), Ли Эрми (сержант), Джефф Пиджон (инопланетяне / мистер Спелл / Робот), Джо Рэнфт (Бинокль Ленни), Эрик фон Деттен (Сид Филлипс), Лори Меткалф (миссис Дэвис), Сара Фриман (Ханна Филлипс).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.01.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

История игрушек / Toy Story (1995): кадр из фильма
Общество встревожено

Научно-технический прогресс не терпит задержек, пробуксовок, остановок – и CGI-мультфильмы рано или поздно, так или иначе отвоевали бы сегмент рынка в индустрии развлечений, потеснив традиционную (рисованную, кукольную и т.д.) анимацию. Но и роль случая не следует недооценивать. Джон Лассетер, покорённый новейшей технологией ещё благодаря «Трону» /1982/, далеко не сразу встретил понимание на студии легендарного Уолта Диснея – и был вынужден искать удачу на стороне. Можно считать везением, что перспективным направлением заинтересовался Стив Джобс, выкупивший у Джорджа Лукаса компанию (изначально – подразделение Lucasfilm) Pixar в 1986-м. Но даже замечательные короткометражки, включая отмеченную премией «Оскар» «Оловянную игрушку» /1988/, отнюдь не гарантировали безоблачного будущего. Реализация первого по-настоящему большого проекта затянулась на несколько лет, причём режиссёр позже вспоминал, что периодически ситуация находилась на грани катастрофы. Чего только стоил показ рабочего материала, по результатам которого было принято решение экстренно переписывать сценарий!.. И, кстати, многие голливудские «звёзды» отнеслись без энтузиазма к предложению озвучить персонажей, одушевлённых непривычным методом (посредством, так сказать, животворящего двоичного кода).

История игрушек / Toy Story (1995): кадр из фильма
Два лидера в одной комнате

Впрочем, верно и то, что история не знает сослагательного наклонения. Последние сомнения развеял коммерческий триумф полнометражного лассетеровского дебюта, собравшего1 $363 млн., уступив в сезоне лишь боевику «Крепкий орешек 3: возмездие» /1995/ – обойдя, как это ни забавно, даже «Аполлон-13» /1995/, где именно Том Хэнкс сыграл астронавта Джеймса Ловелла (хорошо, что не Базза Олдрина, косвенно послужившего прототипом тёзки по фамилии Лайтер!). С этого момента стал очевиден колоссальный коммерческий потенциал, но не менее существенно и то, что за картиной Джона практически сразу признали значительные художественные достоинства. По истечении времени лента производит, пожалуй, ещё более мощное впечатление, удивляя, сколькими новациями (в том числе драматургическими, а не только техническими) одарила нас команда творцов. С одной стороны несомненно следование сложившимся богатым традициям, но с другой – на сеансе закрадывается подозрение, что создатели чувствовали себя первопроходцами, с готовностью шли на эксперименты и давали волю чувству юмора. Это, кстати, нашло отражение в главном конфликте – в соперничестве Вуди с Баззом, категорически отказывающимся верить, что является обычной игрушкой.

История игрушек / Toy Story (1995): кадр из фильма
Вуди заслужил

Характеры выписаны с фантазией, но что ещё важнее – серьёзно, по-взрослому, так сказать, без скидок на малолетство основной целевой аудитории. В комнате Энди обитают полнокровные (пусть и изготовленные из пластмассы, металлических деталей, тканей и т.д.) живые существа, которые тоже любят и ненавидят, а чаще – боятся за собственную судьбу. Втайне от людей там сформировалось достаточно сложное общество, в котором каждый нашёл себе место. Завязка с появлением чужака, ввиду яркой харизмы потеснившего прежнего лидера, накладывается на другое нерядовое событие – готовящийся переезд, из-за чего празднование очередного (восьмого по счёту) дня рождения перенесли. И мы уже не можем не поверить, что попадание в руки к Филлипсу, демонстрирующему садистские наклонности, грозит самой настоящей гибелью. Между прочим, авторы прибегают к очень сильным (на грани фола в детском кинематографе) выразительным средствам – вплоть до элементов хоррора! Так, встреча с компанией игрушек, изуродованных соседом и даже принятых Вуди с Баззом за каннибалов, кажется страшней, чем опыты медика-реаниматора у Стюарта Гордона, вдохновлявшегося мрачной прозой Говарда Филлипса Лавкрафта. А уж наказание гадкого мальчишки вовсе напоминает нашествие зомби, выбирающихся из могил… После такого открытия Сид долго не захочет изображать из себя хирурга! Впечатляет и кульминационная погоня на радиоуправляемой модели, завершающаяся полётом или, вернее, «стильным падением» с огромной высоты.

История игрушек / Toy Story (1995): кадр из фильма
Сработались!

Конечно, не все трудности получалось преодолеть наскоком и в равной степени. Поначалу образы игрушек, а также насекомых, забавных монстров и т.д. поддавались компьютерной генерации гораздо лучше, чем людей, но постепенно и эту планку удастся взять. Со временем обогащались неисчислимым количеством деталей фоны, усложнялись «движения» виртуальной камеры, работа со светом и цветом. Как говорит Лайтер2, «бесконечность – не предел» (а если перевести буквально, то «в бесконечность… и дальше»). Звучит, быть может, и бессмысленно с точки зрения математики и физики, зато – воодушевляюще. Помимо прочего Лассетеру удалось точно отразить умонастроения эпохи, с изрядной долей иронии показав галерею узнаваемых (особенно американцами) типажей. Правда, как раз исторический контекст гораздо глубже будет проработан в сиквеле, увидевшем свет незадолго до окончания XX столетия.

.

__________
1 – При бюджете, увеличенном с $17 млн. до $30 млн., а ещё $20 млн. составили маркетинговые расходы.
2 – «Говорящая» фамилия означает ‘световой год’.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+