Познание плоти / Carnal Knowledge (1971)
Другие названия: «Постижение плоти» / «Плотские познания» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 98 минут.
Режиссёр Майк Николс.
Автор сценария Джулс Файффер.
Оператор Джузеппе Ротунно.
Жанр: комедия, драма
Краткое содержание
Джонатан (Джек Николсон, номинация на «Золотой глобус») и Сэнди (Арт Гарфанкел, номинация на «Золотой глобус») стали лучшими друзьями ещё в колледже — и на протяжении всей жизни сохраняли тёплые товарищеские отношения. А какая тема чаще всего становится предметом обсуждения у закадычных приятелей? Разумеется, отношения с представительницами противоположного пола — иногда радостные, иногда драматичные, но всегда волнительные. Сэнди женился на Сьюзан (Кэндис Берген) и сравнительно счастлив в браке, а вот жизнь Джонатана с его избранницей Бобби (Энн-Маргрет, «Золотой глобус» и номинация на «Оскар») оказалась не столь безоблачной.
Также в ролях: Рита Морено (Луиз), Синтия О’Нил (Синди), Кэрол Кейн (Дженнифер).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.04.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Когда Джулс Файффер, известный нью-йоркский художник и драматург, лауреат престижной Пулитцеровской премии, предложил Майку Николсу сотрудничество, предполагалось, что это будет театральная постановка. Однако после вдумчивого изучения материала режиссёр пришёл к заключению, что в данном случае целесообразнее снять фильм. Конечно, «Познание плоти» не вызвало такого фурора, как два первых кинопроизведения Николса, сделавшие его подлинным властителем умов американцев на сломе эпох, – но тоже снискало солидный коммерческий успех. Прокатная плата в размере $12,3 млн. (при бюджете в $5 млн.) позволила картине попасть в число лидеров сезона.
Николс и Файффер, по-видимому, первыми (по горячим следам!) осмыслили последствия бурного и противоречивого общественного феномена, получившего известность под наименованием «сексуальной революции». Именно последствия. Уже – последствия или, точнее, ранние итоги. Дело не только в откровенности (на грани цинизма, как тогда казалось зрителям среднего возраста и старше) разговоров на тему, прежде пребывавшую под негласным табу. Даже введение эротических сцен и показ презерватива (впервые на экране, во всяком случае – в «официальном» кинематографе), ознаменовавший наступление эры «безопасной любви», сами по себе не могли произвести переворот в сознании. Гораздо сильнее и дальновиднее воздействовали тонкие, бескомпромиссные, дальновидные наблюдения авторов социально-психологического толка.
Молодые шестидесятники, узревшие себя, точно в зеркале, в действующих лицах «Выпускника» /1967/, наверняка искренне верили в то, что Бенджамен и Элен никогда и ни при каких обстоятельствах не скатятся до внутрисемейных дрязг и взаимного изматывания нервов – подобно супружеской паре из душераздирающей драмы «Кто боится Вирджинии Вулф?» /1966/. Вот только сам Николс оказался куда бесстрастнее и прозорливее. «Плотские познания» устраняют разрыв между двумя явлениями, видевшийся сущей пропастью: страстным романом молодых и узами опостылевшего брака. Между противоположностями, особого рода тезисом и антитезисом, – состояниями, оказавшимися на поверку частями некоего глобального (единого и неделимого) процесса. Своеобразным проводником авторской мысли, мысли безжалостной и честной, выступил неподражаемый Джек Николсон, чей Джонатан претерпел самые радикальные внутренние метаморфозы: от юношеского задора до полного разочарования в женщинах и, как следствие, преждевременного старения души. И всё-таки здесь важнее само взаимодействие отлично подобранного актёрского ансамбля1, представляющего поколение чуть ли не во всех его ликах и характерах. Поколение, чей опыт, как надеялись авторы, окажется небесполезным для грядущих генераций.
.
__________
1 – Хотя для Арта (Артура) Гарфанкела, солиста из дуэта Simon and Garfunkel, это была лишь вторая крупная роль, а Энн-Маргрет приехала из далёкой Швеции.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий