На семи ветрах / Na semi vetrakh (1962)

На семи ветрах / Na semi vetrakh (1962): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Семь ветров» / «Seven Winds», «Дом на линии фронта» / «The House on the Front Line», «Четыре ветра небес» / «Four Winds of Heaven» (международные англоязычные названия).

СССР.

Продолжительность 106 минут.

Режиссёр Станислав Ростоцкий.

Авторы сценария Станислав Ростоцкий, Александр Галич.

Композитор Кирилл Молчанов.

Оператор Вячеслав Шумский.

Жанр: драма, военный фильм

Краткое содержание
Получив аккурат в канун Великой Отечественной войны письмо от возлюбленного Игоря, Светлана Ивашова (Лариса Лужина) приезжает к нему домой из Владивостока. К сожалению, жених ушёл на фронт добровольцем. Девушка решает остаться и дожидаться возвращения избранника, несмотря ни на какие невзгоды. А между тем боевые действия ведутся совсем рядом…

Также в ролях: Вячеслав Тихонов (капитан Вячеслав Суздалев), Вячеслав Невинный (капитан Юрий Зубарев), Михаил Трояновский (полковой комиссар Вальдемар Петерсон), Софья Пилявская (Долли Петрова), Маргарита Струнова (Зиночка), Лидия Савченко (Муся, медсестра), Клара Лучко (Наталья Гусева), Светлана Дружинина (Тоня Байкова), Людмила Чурсина (Настя, медсестра), Маргарита Жарова (Ксения Шарова), Владимир Заманский (старший лейтенант Владимир Васильев), Леонид Быков (Гаркуша), Валентин Печников (старшина Гречко), Анатолий Ромашин (Костя), Анатолий Игнатьев (Семагин), Бимболат Ватаев (рядовой Мамакаев), Виктор Павлов (солдат Митя Огольцов), Клавдия Лепанова (медсестра Клавочка), Павел Винник (майор Сотник), Виктор Маркин (Шурик-заик), Аркадий Трусов (раненый), Алексей Сафонов (старший военного патруля), Савелий Крамаров (солдат), Герман Полосков (Ваня Макаров), Гарри Дунц (Лаврентьев), Станислав Коренев (Аркаша Киселёв), Владимир Прокофьев (Лапин), Александр Титов (пожилой солдат), Юрий Дубровин (раненый лейтенант Сенечка).

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.03.2024

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

На семи ветрах / Na semi vetrakh (1962): кадр из фильма
Праздник на войне

Григорий Козинцев сразу дал высокую оценку способностям и профессиональным качествам Станислава Ростоцкого, сочтя студента (на основании обучения в мастерской и участия в съёмках своих картин) готовым к собственным постановкам ещё до окончания ВГИКа. Тем не менее чрезвычайно интересно наблюдать за его неуклонным ростом как художника, за формированием особой, неповторимой стилистики. Станислаф Иосифович, сам фронтовик, впервые обратился к событиям Великой Отечественной войны в «Майских звёздах» /1959/. Фильм, будучи необычным по форме и содержанию, воспринимался данью уважения неореализму (особенно блистательной ленте «Пайза» /1946/) и вместе с тем являлся отчасти полемичным по отношению не столько к эстетической, сколько к философской позиции Роберто Росселлини. Следующая работа режиссёра, пригласившего в соавторы по написанию сценария Александра Галича, тоже не укладывается в стандартную драматургическую схему военных драм, притом что прошла в кинопрокате достойно, собрав аудиторию 26,8 млн. зрителей.

На семи ветрах / Na semi vetrakh (1962): кадр из фильма
С надеждой на будущее

Ростоцкий вполне мог бы озаглавить картину «Верность», как чуть позже поступит Пётр Тодоровский1, между прочим, привлёкший к сотрудничеству другого знаменитого поэта и барда – Булата Окуджаву. Для Ларисы Лужиной роль Светланы послужила началом яркой (можно сказать, международной) карьеры, но молодая актриса, рекомендованная лично Сергеем Герасимовым, покоряет тонкой, по-настоящему пронзительной игрой. Ивашова не странствует (подобно Одиссею) за заветной целью, а словно участвует в обороне маленькой персональной Трои, дав зарок, что останется в опустевшем, потрёпанном обстрелами и бомбардировками доме, пока не услышит заветный сигнал – четыре звонка в дверь (три коротких и один длинный). Скромная, но обаятельная девушка быстро становится своей для членов дружной редакционной коллегии фронтовой газеты «Вперёд», в том числе – вызывает романтический интерес капитана Суздалева, всеобщего любимчика и завидного жениха, однако отказывается уехать с ними. Помогает медперсоналу временно развёрнутого в помещении госпиталя, ухаживает за ранеными и больными бойцами, ассистирует на хирургических операциях. Наконец, в нарушение приказа старшего лейтенанта Владимира Васильева возвращается в некогда жилое здание, превращённое в неприступный опорный пункт (ставшее «костью в горле») на пути у превосходящих сил противника.

На семи ветрах / Na semi vetrakh (1962): кадр из фильма
Чтобы помнить…

Ростоцкий и Галич отнюдь не обнаруживают склонности к идеализации суровых боевых будней, безудержной тяги к лирике или, хуже того, к сантиментам. Война раскрывается Ивашовой страшной стороной: хирург Гусева методично, ловкими движениями извлекает пули и осколки, а за каждым таким кусочком металла – едва не оборвавшаяся человеческая жизнь. Вот также смерть могла прибрать и будущего режиссёра, спасённого медсестрой и врачами, но получившего серьёзные увечья… Да и героическая оборона дома неизбежно сопряжена с людскими потерями; в какой-то момент командир даже приказывает подчинённым пробиваться к своим, решив остаться, чтобы взорвать себя вместе с заминированным домом. Тем искреннее поражаешься несгибаемой воле и колоссальной силе духа хрупкой девушки, стоически переносящей любые невзгоды, находясь на семи ветрах, как говорили в старину об открытом, продуваемом со всех сторон пространстве. Верность Светланы вознаграждается, однако авторы деликатно покидают героиню, предвкушающую бурную радость от долгожданной встречи с любимым Игорем.

.

__________
1 – Вспомним и о том, что именно так назвал рецензию на шедевр Михаила Калатозова «Летят журавли» /1957/ именитый киновед Ростислав Юренев.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+