Ночь охотника / The Night of the Hunter (1955)
США.
Продолжительность 92 минуты.
Режиссёр Чарльз Лоутон.
Автор сценария Джеймс Эйджи по роману Дэвиса Грабба, при участии (без указания в титрах) Чарльза Лоутона.
Композитор Уолтер Шуманн.
Оператор Стэнли Кортес.
Жанр: криминальный фильм, драма, нуар, триллер
Краткое содержание
Перед тем как полиция арестовывает Бена Харпера (Питер Грейвс), укравшего в банке десять тысяч долларов, преступник успевает спрятать деньги в тряпичной кукле своей дочурки Пёрл (Сэлли Джейн Брюс) — и заставляет сына Джона (Билли Чепин) поклясться, что тот никому, включая маму Виллу (Шелли Уинтерс), не скажет, где они. По стечению обстоятельств, сокамерником Бена оказывается преподобный Гарри Пауэлл (Роберт Митчем), отбывающий срок за угон автомобиля, но на самом деле являющийся серийным убийцей…
Также в ролях: Лиллиан Гиш (Рэйчел Купер), Джеймс Глисон (дядюшка Берди), Эвелин Варден (Айси Спун), Питер Грейвс (Бен Харпер), Дон Беддоу (Уолт Спун), Глория Кастильо (Руби), Джеймс Гриффит (окружной прокурор, без указания в титрах).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.04.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Остаётся только досадовать на то обстоятельство, что в свете коммерческой неудачи1 «Ночи охотника» (вкупе с постными отзывами американской кинопрессы) Чарльз Лотон отказался от других, уже намеченных постановок – и вообще зарёкся снимать в дальнейшем фильмы. А ведь мог остаться в истории киноискусства не только гениальным актёром, но и выдающимся кинорежиссёром! Во всяком случае основания так полагать дают рецензии на его театральные работы. Да и прошло относительно немного времени до признания кинокартины – как именитыми киноведами, так и мастерами нового поколения (в частности, Робертом Олтменом, Мартином Скорсезе, Райнером Вернером Фасбиндером). По истечении полувека мало кто усомнится в классическом статусе необычного кинопроизведения. По иронии судьбы, из-за условий студийного контракта Роберту Митчему пришлось строго блюсти график, покинув съёмочную площадку ради проекта другого дебютанта – Стэнли Крамера. Медицинская драма «Не как чужой» /1955/ вряд ли заинтриговала бы зрителей, если б не была основана на чрезвычайно популярной книге Мортона Томпсона, а сегодня воспринимается удручающе архаичной. Роман Дэвиса Грабба, опубликованный издательством Harper Brothers в 1953-м году, тоже попал в списки бестселлеров, но вызвал далеко не столь мощный ажиотаж…
Прототипом двуличного Пауэлла послужил Гарри Пауэрс, эмигрант из Нидерландов, приговорённый к смертной казни в разгар Великой депрессии за убийство двух вдов и троих детей. Первоисточник недоступен в переводе на русский язык, и остаётся верить на слово западным литературоведам, рассуждающим о следовании беллетриста традициям южной готики и о затронутых остросоциальных проблемах, на фоне которых происходит столкновение с абсолютным злом, персонифицированным в проповеднике-самозванце. Ещё интереснее узнать, присущ ли оригиналу такой же резкий (пронзительный!) христианский пафос, как киноадаптации? Или соответствующие мотивы усилили Лотон и сценарист Джеймс Эйджи, заранее обеляя себя от обвинений в богохульстве и опорочивании репутации священнослужителей?.. Правда, это не спасло от нападок отдельных религиозных организаций – и даже от запрета показа в Мемфисе, штат Теннеси, по решению местного цензора.
Митчемовскому Гарри, бесспорно, не откажешь в редкостном отрицательном обаянии. Из всех персонажей «звезды» в части таимого в душе зла и нутряной, исходящей из глубин психики угрозы с мнимым преподобным Пауэллом сможет сравняться разве что уголовник Макс Кэйди (из «Мыса страха» /1962/), одержимый идеей отомстить интеллигентному адвокату Сэму Боудену. Он с готовностью рассказывает слушателям притчу об извечном противоборстве начал, для вящей убедительности используя проксимальные фаланги пальцев, на которых вытатуировал слова «love» и «hate». И вообще с удовольствием играет на чувствах доверчивых верующих, взывая к небесам, точно театральный трагик, разглагольствуя о падении людской морали, в нужный момент пуская скупую мужскую слезу. На сладкие речи обманщика быстро прельщается Вилла2, посчитавшая странное поведение свежеиспечённого мужа в первую брачную ночь подтверждением чистоты помыслов служителя Всевышнего. А когда между исчадьем ада и детьми не оказывается никого, становится по-настоящему жутко!.. «Охотник» превратился в полновесного хозяина наступившей ночи.
Впрочем, при всём уважении к Лотону, старавшемуся контролировать каждый аспект кинопроизведения, плотно взаимодействовавшему со сценаристом, оператором Стэнли Кортесом, композитором Уолтером Шуманном, не говоря уже об исполнителях, не могу не отметить всё-таки существенные недостатки фильма. Дело даже не в акцентируемой (местами – с избыточной назойливостью) религиозной подоплёке, начиная с выспренних вступительных кадров, прямым текстом задающих посыл картины: «…Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Хуже, что изначальная заданность позиции авторов вступает в противоречие с законами драматургии, из-за чего мотивация поведения ряда действующих лиц кажется недостаточно обоснованной – не самодостаточной, а словно подчиняющейся непреклонной воле режиссёра, добивающегося максимальной выразительности. Это касается поступков и детей, и взрослых, не исключая мудрую, отважную, строгую, зато справедливую Рэйчел Купер (в исполнении Лиллиан Гиш, светоча «великого немого»), моментально раскусившую лжеца, но почему-то решившую защищать юных подопечных лично, взяв в руки ружьё, – вместо того, чтобы сразу позвонить в полицию… И в данном случае непринципиально, руководствовались ли создатели желанием донести вечные библейские истины или просто намеревались поведать кошмарную (Чарльз употребил эпитет «nightmarish», то есть буквально – ‘отдающую ночным кошмаром’) версию «Сказок матушки Гусыни». Кстати, разоблачённого и преданного суду душегуба разъярённые граждане обзывают «Синей Бородой», намекая на поучительную и страшную историю, поведанную Шарлем Перро.
.
__________
1 – Производственный бюджет составил $600 тыс., включая $75 тыс., уплаченные за право экранизации.
2 – Не эта ли роль побудит Стэнли Кубрика пригласить Шелли Уинтерс сыграть Шарлотту Хейз, мать Лолиты?
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий