Человек со звезды / Starman (1984)
Другие названия: «Человек со звезды» Джона Карпентера» / «John Carpenter’s Starman» (полное название).
США.
Продолжительность 115 минут.
Режиссёр Джон Карпентер.
Авторы сценария Брюс А. Эванс, Рэйнолд Гидеон, Дин Райзнер (без указания в титрах).
Композитор Джек Ницше.
Оператор Дональд М. Морган.
Жанр: мелодрама, научная фантастика
Краткое содержание
Молодая вдова Дженни Хейден (Карен Аллен), живущая в провинциальном городке, однажды поздно вечером обнаруживает в своём доме таинственное существо, прямо на глазах выросшее из младенца во взрослого мужчину (Джефф Бриджес, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), как две капли воды похожего на её покойного мужа Скотта. Женщина понимает, что стала заложницей и соглашается отвезти инопланетянина в указанное им место — к Аризонскому кратеру.
Также в ролях: Чарльз Мартин Смит (Марк Шермин), Ричард Джекел (Джордж Фокс), Дирк Блокер (полицейский), Майк Гейни (полицейский), Джордж «Бак» Флауэр (повар), Тони Эдвардс (сержант Лемон).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.05.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Ох, и кусало же себе локти руководство Columbia Pictures! Из двух похожих проектов о пришельцах, взятых киностудией в разработку в начале десятилетия, в конечном итоге было решено остановиться на сценарии Дина Райзнера, а предложенные Стивеном Спилбергом «Ночные небеса» – уступить конкурентам как «слишком детские». «Инопланетянин» /1982/, как всем ведомо, стал сенсацией, притом что «Человек со звезды» рождался несколько лет, в муках, с многократным переписыванием истории1, с приходом и уходом разных режиссёров. Мало того, за минувшее время успели появиться другие научно-фантастические фильмы (вроде «Экстро» /1983/ и «Длины волны» /1983/), которые постановка Джона Карпентера отдалённо напоминает. Да и выручка оказалась явно недостаточной ($28,7 млн. кассовых сборов), чтобы компенсировать солидный производственный бюджет в размере $24 млн. И всё-таки говорить о полном «провале» неуместно, даже если оставить за скобками ощутимый зрительский успех (по уточнённым данным, 23,3 млн. проданных билетов за год демонстрирования) в советском прокате в сезоне 1987-го года.
Выступивший исполнительным продюсером Майкл Дуглас остался доволен совместной работой с признанным мастером, снявшим, пожалуй, самую добрую и трогательную кинокартину – полную противоположность жуткому «Нечто» /1982/. Джефф Бриджес, ранее дважды пробовавшийся Карпентером на главные роли (оба раза партии уходили Курту Расселу), получил уникальную возможность воплотить образ разумного иноземного создания, не без труда осваивающегося в теле представителя биологического вида Homo sapiens и по ходу приобретающего базовые коммуникативные навыки. Актёр даже нанял профессионального танцора, чтобы тот помог найти необычную (напоминающую резковатые движения птиц) пластику героя. В силу незнания культурных особенностей, разумеется, не обходится без курьёзов и комических ситуаций, но гость из открытого космоса достаточно быстро понимает, что имеет дело с не самой высокоразвитой (что в технологическом, что в нравственно-этическом отношении) и гуманной цивилизацией. Кадры с оживлением оленя, подстреленного и привязанного к капоту машины охотником-жлобом, по-настоящему трогательны! И, конечно, отношения с Дженни, постепенно осознавшей, что принявший обличие безвременно почившего супруга инопланетянин не несёт угрозы, не могли не перерасти в нечто большее, романтическое, жизнетворное…
Джон Карпентер, почти неизменно внушавший широкой публике мысль о тотальной враждебности окружающего мира, намекавший, что угроза может таиться где угодно, раскрылся в новом качестве. Красивые, но лишённые навязчивой демонстративности специальные эффекты дополнили картины живописных просторов Америки, замечательно заснятые оператором Дональдом М. Морганом. Человек со звезды выступил посланником далёкого народа, не ведающего войн и социальной несправедливости, который откликнулся на обращение землян, записанное на золотую пластинку, помещённую внутрь космического зонда «Вояджер-2». К сожалению для визитёра, прибывший с мирными намерениями НЛО встречают боевые самолёты, атакующие нарушителя воздушного пространства. И в общем-то не остаётся сомнений относительно целей военных, преследующих беглецов, – разве что Марк Шермин, привлечённый как эксперт программы SETI, проявляет дружелюбие… Вместе с тем авторы не ставят на человечестве крест, вложив в уста чужаку слова о том, что при всех недостатках мы – более живые, чем его соплеменники. Не исключено, что состоявшийся контакт позволит обогатить оба общества, разделённые сотнями и тысячами световых лет.
.
__________
1 – Изменилась настолько, что официально в титрах фигурируют два других кинодраматурга: Брюс А. Эванс и Рэйнолд Гидеон.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий