Фредди против Джейсона / Freddy vs. Jason (2003)

Фредди против Джейсона / Freddy vs. Jason (2003): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Кошмар на улице Вязов 8» / «A Nightmare on Elm Street 8», «Кошмар на улице Вязов 8: Фредди против Джейсона» / «A Nightmare on Elm Street 8: Freddy vs. Jason», «Кошмар на улице Вязов и Пятница, 13-е» / «A Nightmare on Elm Street and Friday the 13th», «Кошмар на улице Вязов на пятницу, 13-е» / «A Nightmare on Friday the 13th» (международное англоязычное название), «Пятница, 13-е, часть 11» / «Friday the 13th Part 11», «Пятница, 13-е, часть 11: Фредди против Джейсона» / «Friday the 13th Part 11: Freddy vs. Jason», «Пятница, 13-е, часть XI» / «Friday the 13th Part XI», «Пятница, 13-е, часть XI: Фредди против Джейсона» / «Fridaythe 13th Part XI: Freddy vs. Jason» (рабочие названия), «Фредди против Джейсона» / «Freddy Versus Jason» (альтернативный вариант написания), «Фредди Крюгер против Джейсона Вурхиза» / «Freddy Krueger Versus Jason Voorhees» (расширенное название), «ФпДж» / «FvJ» (короткое информационное название).

Канада, США.

Продолжительность 97 минут.

Режиссёр Ронни Ю.

Авторы сценария Дэмиэн Шэннон, Марк Свифт на основе персонажей Уэса Крэйвена и Виктора Миллера.

Композитор Грэм Ревелл.

Оператор Фред Мёрфи.

Жанр: фильм действия, фильм ужасов

Краткое содержание
Низвергнутый в бездну ада и преданный абсолютному забвению, Фредди Крюгер (Роберт Инглунд) ищет возможность вернуться — и продолжить убийства тинэйджеров с улицы Вязов. И ему удаётся найти способ! Джейсон Вурхез (Кен Кирзингер), бессмертный маньяк с Кристального озера, не расстающийся с мачете и хоккейной маской, восстав из могилы, жаждет крови…

Также в ролях: Моника Кина (Лори Кэмпбелл), Джейсон Риттер (Уилл Роллинс), Келли Роуленд (Киандра Уотерсон), Кристофер Маркет (Чарлтон Линдерман), Брендан Флетчер (Маркус Дэвис), Лохлин Манро (офицер Стаббс), Кэтрин Изабель (Габриэлла Смит), Кайл Лейбен (Уиллард Фрибург), Джесси Хатч (Тревор), Дэвид Копп (Блейк), Том Батлер (доктор Кэмпбелл), Зак Уорд (Бобби Дэвис), Гарри Чок (шериф Уилльямс), Одесса Манро (Хизер), Крис Готье (Шэк), Пола Шоу (Памела Вурхиз).

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.03.2024

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Фредди против Джейсона / Freddy vs. Jason (2003): кадр из фильма
Кто кого?

Сама концепция так называемых перекрёстных (cross-over) фильмов ужасов, разумеется, намного древнее, уходит корнями в золотую эру Голливуда, когда подобные эксперименты ставила студия Universal Pictures. Опыт оказался, в принципе, востребованным – но преимущественно за границей, в Великобритании и Японии. Так что замысел свести на экране двух легендарных душегубов, родившийся во второй половине 1980-х, казался крайне завлекательным, гарантируя ажиотаж – в случае успешной реализации – по меньшей мере в среде преданных фанатов. К сожалению, тогда правами на персонажей владели две разные студии, не сумевшие прийти к соглашению. Лишь спустя полтора десятилетия руководство New Line Cinema, к тому моменту уже не нуждавшееся в разрешении Paramount Pictures («мейджор» намного раньше счёл киносериал бесперспективным, уступив Джейсона конкуренту), решило вернуться к счастливой идее. И не прогадало: бюджет в размере $30 млн. окупился многократно, поскольку североамериканские кассовые сборы составили $82,2 млн., общемировые – $116,6 млн.

Фредди против Джейсона / Freddy vs. Jason (2003): кадр из фильма
Жертвы маньяков

В прессу просочились сведения, что изначально, ознакомившись со сценарием дебютантов Марка Свифта и Дэмиэна Шэннона, Ронни Ю отказался от постановки. Режиссёр из Гонконга, сделавший себе имя на первоклассных боевиках и уже вдохнувший новую жизнь в другой известный хоррор1, настаивал на собственном видении истории. В его представлении «дружеская» встреча Фредди и Джейсона должна быть уподоблена мифическому, давно приобрётшему архетипические черты поединку Давида с Голиафом, неоднократно, под разными именами, возрождавшихся на протяжении веков. Именно поэтому на роль Вурхиза, к разочарованию части поклонников, не утвердили актёра Кейна Ходдера, отметившегося в четырёх предыдущих «Пятницах, 13-е», которому предпочли Кена Кирзингера – каскадёра почти двухметрового роста. По той же причине режиссёру казался важен исход поединка, по поводу чего было сломано столько копий и чему уделяли особо пристальное внимание на тестовых просмотрах… Что и говорить, чутьё не подвело.

Фредди против Джейсона / Freddy vs. Jason (2003): кадр из фильма
Последний бой. Очень трудный

Необычный ракурс сообщает действу более глубокомысленный характер. Но вместе с тем получаешь – стыдно признаться! – немалое эстетическое наслаждение от обыгрывания традиций обоих циклов, давно вошедших в городской (а тем более, пригородный) фольклор. Ронни Ю не просто мастерски воспроизводит знакомую атмосферу и насыщает повествование сугубо кинематографическими по своей природе цитатами. Ему удалось постичь суть сведения художественных миров, которые, вообще говоря, могли и не состыковаться: ведь «Пятница, 13-е» и «Кошмар на улице Вязов» ощутимо разнятся и по условности, и даже по художественному уровню. Режиссёр отобрал, можно сказать, всё лучшее, в довершение – с удовольствием окунувшись в разудалую стихию типично постмодернистской игры. Фредди произносит страстную тираду о том, что нестрашно быть мёртвым – страшно быть забытым, и обретает силу по мере того, как наполняются ужасом души подростков, узнающих о былых деяниях маньяка с улицы Вязов и вспоминающих собственные, основательно подавленные впечатления из детства. Новым средством проникновения в реальный мир становится… наркотик, вызывающий галлюцинации и позволяющий полностью завладеть сознанием другого человека. И не стоит думать, что фрейдистские мотивы ограничиваются едкими выпадами Кии, отвлекающей внимание Крюгера, намекая, что стальные когти на перчатках служат средством компенсации комплекса неполноценности из-за маленького размера мужского достоинства, в то время как у Вурхиза – такой большой… мачете. В поисках слабого места у ничем не убиваемого собрата по кровавым делам Фредди добирается до самых дальних уголков подсознания Джейсона, бередя полученную в детстве психическую травму… Схватка двух инфернальных существ на поверку оборачивается битвой идей!

.

__________
1 – Имеется в виду, конечно, «Невеста Чаки» /1998/.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+