Лицо со шрамом / Scarface (1932)

Лицо со шрамом / Scarface (1932): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Лицо со шрамом: позор нации» / «Scarface: The Shame of the Nation», «Позор нации» / «Стыд нации» / «The Shame of a Nation» (альтернативные названия).

США.

Продолжительность 93 минуты.

Режиссёр Говард Хоукс, сорежиссёр Роберт Россен.

Авторы сценария Бен Хект, Фред Пэсли (без указания в титрах), Говард Хоукс (без указания в титрах) по роману Армитэджа Трэйла, авторы диалогов Сетон И. Миллер, Джон Ли Мэхин, У.Р. Бёрнетт.

Композитор Адольф Тэндлер (без указания в титрах).

Операторы Ли Гармс, Л. Уильям О’Коннелл.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, нуар, триллер

Краткое содержание
Чикагские полицейские арестовывают Антонио Камонте (Пол Муни), однако вскоре его отпускают. По поручению Джона Лово (Осгуд Перкинс) Тони быстро берёт под контроль южную часть города, наладив контрабандную поставку спиртных напитков, запрещённых сухим законом. Он стремительно богатеет и набирает власть, но по-прежнему с удовольствием участвует в гангстерских разборках лично.

Также в ролях: Энн Дворак (Ческа Камонте), Карен Морли (Поппи), С. Генри Гордон (инспектор Бен Гуарино), Джордж Рафт (Джино Ринальдо), Винс Барнетт (Анджело), Борис Карлофф (Гэффни), Инес Паланге (миссис Камонте), Эдвин Максвелл (начальник полиции), Талли Маршалл (мистер Гарстон), Винс Барнетт (Анджело), Говард Хоукс (без указания в титрах).

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.03.2024

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Лицо со шрамом / Scarface (1932): кадр из фильма
Покорит любую даму

Армитэдж Трэйл, как ни печально, скончался от сердечного приступа в двадцать восемь лет – вскоре после того, как продал магнату Говарду Хьюзу (за достаточно солидную сумму $25 тыс.) права на экранизацию своего детища «Лицо со шрамом» /1930/ и переехал в Лос-Анджелес. Литературный первоисточник сравнительно недавно, в 2019-м году, появился на русском языке (в переводе Анастасии Макеевой), и наши соотечественники могут лично сравнить книгу с киноверсией. Нет сведений о том, что беллетрист, много контактировавший в процессе работы с бандами выходцев из Сицилии и с адвокатами итало-американского происхождения, встречался с Алем Капоне, послужившим основным прототипом. Тем не менее роман кажется произведением, созданным знающим, глубоко погружённым в тему человеком. Кроме того, Армитэдж не сдерживал себя, не только обрисовывая теневой бизнес, процветающий под контролем организованной преступности, но и без обиняков высказываясь о коррупции, пронизывающей предержащие власти: от рядовых блюстителей закона до прокурора. Не стану утверждать, будто Трэйлу удалось создать немеркнущий шедевр, однако в честности и скрупулёзности автору не откажешь. Это-то и требовалось для кинополотна!

Лицо со шрамом / Scarface (1932): кадр из фильма
Обещает гламурную жизнь

Нанимая тёзку Говарда Хоукса, Хьюз дал режиссёру установку забыть о цензорах и снимать фильм максимально реалистичный, брутальный, лишённый привычных мелодраматических клише. Кинодраматург Бен Хект, адаптируя оригинальный текст, внёс много существенных изменений1. Какие-то вещи смягчил. Так, исчезли любые намёки на «подкармливание» бандитами правоохранительных органов и высокопоставленных чиновников, а брат экранного Тони не продвигается по служебной лестнице в полиции. Не упоминается о фронтовом прошлом (между прочим, вполне себе героическом) криминального босса, набравшегося на полях Первой мировой войны «полезных» навыков. Исчез мотив радикальной смены личности преступника, вернувшегося в родной город с обезображенной до неузнаваемости внешностью и начавшего жизнь под новым именем… Вместе с тем в ряде иных моментов кинематографисты даже заострили трактовку образа пресловутого «Лица со шрамом». В частности, Говард с Беном сознательно привнесли параллель с печально известным семейством Борджиа: если в книге Тони искренен в защите чести сестры, увиденной в компании подручного (убийцы с репутацией сердцееда и развратника), то в киноверсии – обуреваем нешуточной ревностью, наводящей на нехорошие подозрения… Да и в целом история Камонте настолько жестокая, что никакое морализаторство (в виде предупреждения во вступительных титрах или дополнительно снятого финала с вынесением приговора судьёй и смертной казнью через повешение) не смягчает впечатление.

Лицо со шрамом / Scarface (1932): кадр из фильма
Нет у них методов против Антонио Камонте

Сложная прокатная судьба картины, так сильно расстроившая Хьюза, что он вплоть до кончины ограничил доступ к хоуксовской постановке, была, пожалуй, неизбежна. Пол Муни показывает, безусловно, яркую, харизматичную личность, но… Бандиту, шагающему по трупам врагов и не церемонящемуся с предателями, присущ если не садизм как таковой, то – другой, не менее опасный порок. Камонте обожает ходить по грани, упивается риском, воспринимает полномасштабную войну в пределах Чикаго замечательной забавой, в которой револьверы, пистолеты-пулемёты, гранаты служат любимыми игрушками. Но это-то ладно! Создатели фильма дают исчерпывающую характеристику поистине ненасытной натуре «Лица со шрамом», истово верящего, что слоган со светящейся ярким светом рекламы («Мир твой») адресован персонально ему. Это касается и потребления привычных товаров (включая предметы роскоши): от шёлковой пижамы, рубашек, сигар до модного автомобиля с пуленепробиваемыми стёклами. Разумеется, речь идёт о прямом порождении капиталистического строя, казавшегося в эпоху Просперити незыблемым, обещавшего десятилетия беззаботного и безбедного существования. Но не только. Говард Хоукс смотрит в суть человеческой природы, предостерегая зрителя от соблазна дать волю алчности – прозрачно намекая на пугающую возможность превращения сознания индивида в прорву, в бездонную яму. Что уж удивляться той бездне ада, что разверзлась под занавес (по сути, в обеих версиях развязки), поглотив великого грешника?..

Лицо со шрамом / Scarface (1932): кадр из фильма
Развязка близка

Реалистичность (порой с уклоном в натурализм) экранного зрелища на поверку не исключает фаталистической подоплёки. Напротив, режиссёр настойчиво, а то и навязчиво (даже в качестве фона для названия!) использует мрачный символ, знаменующий скорую расплату, которая настигнет «Лицо со шрамом». Возникает ассоциация вовсе не с распятием Иисуса Христа. Общество, государство, нация, сама окружающая реальность, фигурально выражаясь, поставили крест на выродке, использовавшем незаурядные интеллектуально-волевые качества во зло, вознёсшего себя над прочими, но в моральном отношении застрявшего на примитивном уровне двуногого хищника. Захватить максимум территории и завладеть огромным количеством ресурсов, уцелев в схватке с противниками, – вот задачи, на решение которых неустанно нацелен мозг Камонте. Особую (впрочем, согласующуюся с подлинной действительностью) пикантность его биографии придаёт итальянское происхождение, заставляющее воспринимать Энтони эмигрантом, даже если не в первом поколении. Эмигрантом, одержимо рвущимся реализовать американскую мечту. Но избравший такие средства человек неотвратимо превращается в изгоя, а то и в подлинного врага народа, заслуживающего лишь одного – физического устранения. Говард Хоукс оставил яркий след в истории Голливуда, причём в разных жанрах, однако часто называл в числе любимых работ именно «Лицо со шрамом», справедливо получившее репутацию одной из вершин сурового гангстерского кинематографа. И ремейк вышел достойным.

.

__________
1 – К событиям романа ближе, скорее, перипетии «Судьбы солдата в Америке» /1939/ Рауля Уолша.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+