Сука любовь / Amores perros (2000)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другие названия: «Сука-любовь» / «Любовь – это псы» / «Собачья любовь» (варианты перевода названия) / «Love Dogs» / «Love Is a Bitch» (международное англоязычное название).
Мексика.
Продолжительность 154 минуты.
Режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту (награды кинокритиков и молодых кинокритиков, премия «Grand Golden Rail» Каннского МКФ).
Автор сценария Гильермо Арриага.
Композитор Густаво Сантаолалла.
Оператор Родриго Прието.
Жанр: драма, триллер
Краткое содержание
Фильм состоит из трёх новелл («Сусана и Октавио», «Даниэль и Валерия», «Эль Чиво и Мару»), судьбы персонажей которых неожиданно пересекаются благодаря одному событию — автомобильной аварии. Октавио (Гаэль Гарсиа Берналь), обнаружив, что выращенный им пёс Кофи обладает уникальными бойцовскими качествами, нашёл способ лёгкого заработка, выставляя питомца на участие в подпольных боях. Он копил деньги, чтобы сбежать с женой своего брата Рамиро (Марко Перес) Сусаной (Ванесса Буаче), покорно сносящей оскорбления мужа… Фотомодель Валерия (Гайя Толод) наконец-то переезжает к издателю глянцевых журналов Даниэлю (Альваро Герреро), однако их отношения начинают портиться даже не после ДТП, а из-за того, что любимая собачонка девушки прыгает в дыру в паркете. Наконец, Эль Чиво (Эмилио Эчеварриа), скрепя сердце согласившийся взяться за последний заказ — убить преуспевающего бизнесмена, меняет решение, увидев раненого Кофи, чудом выжившего в машине.
Также в ролях: Хорхе Солинас (Луис), Родриго Мюррей (Густаво), Умберто Бусто (Джордж), Херардо Кэмпбелл (Маурисио), Лурдес Эчеварриа (Мару), Анна Мария Гонсалес (медсестра).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.09.2023
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Алехандро Гонсалес Иньярриту начинал работать на радио и телевидении, основал собственную производственную компанию Z Films, снимал рекламные ролики и короткометражки, наконец, учился у признанного театрального режиссёра Людвика Маргулеса. Вероятно, начинающему кинематографисту не составило особого труда собрать производственный бюджет порядка $2,4 млн. – и всё равно триумф оказался неожиданностью. Солидные кассовые сборы1 стали приятным дополнением к россыпи наград и номинаций на престижные премии (вплоть до «Оскара»). Нельзя не заметить, что присвоенное картине международное название (выражение «Love Is a Bitch» послужило основой и для российского варианта), носящее завлекательно-эпатажный характер и в то же время отвечающее взвинченной, наэлектризованной атмосфере картины, содержит не только бранный смысл. Оно перекликается с двойственным испаноязычным заголовком, подразумевающим одновременно и собачью (грубо выражаясь, «сучью») любовь, и любовь к братьям нашим меньшим, славящимся преданностью, но и способным обнаружить свирепость – если хозяин соответствующим образом выдрессирует питомца.
Нетривиальная структура ленты, вобравшая в себя достижения предшествовавшего десятилетия (от драмы «Перед дождём» /1994/ Милчо Манчевски до «Бочки пороха» /1998/ Горана Паскалевича), окончательно сложилась, по-видимому, не в процессе написания сценария Гильермо Арриагой. Режиссёр потратил семь долгих месяцев на монтаж, стараясь добиться, чтобы действие, формально разбитое на три новеллы, казалось единым, принципиально неделимым, даже если поначалу зритель склонен воспринимать рассказы обособленно друг от друга. На поверку истории страсти Октавио к Сусанне, романа Валерии и Даниэля, наконец, терзаний Эль Чиво (в прошлом террориста левацкого толка, после выхода из тюрьмы вынужденно переквалифицировавшегося в наёмные убийцы) содержат больше сходств, чем различий. Судьбы индивидов, ничего не ведающих о существовании друг друга и, мало того, обретающихся словно в параллельных мирах (разделённых в том числе по социально-имущественному признаку), внезапно пересекаются в одной точке пространства – из-за ДТП на проезжей части. Автокатастрофа становится общей кульминацией историй: Октавио, преследуемый соперником по подпольному бизнесу, на огромной скорости врезается в машину Валерии, отправившейся за покупками, – на глазах у Эль Чиво, изумлённого и не могущего не вмешаться. Вместе с тем при внимательном рассмотрении не составляет труда обнаружить, что ещё их объединяет.
Подлинным связующим звеном новелл являются собаки, играющие в жизни героев важную, но, к сожалению, трагическую роль. Стараниями Иньярриту и Арриаги братья наши меньшие становятся даже не лучшими друзьями человека, а своего рода катализаторами тех разрушительных процессов, что подспудно протекают в безднах подсознания их хозяев. Кофи, принёсший Октавио много денег, но и послуживший причиной кровавой разборки, ещё и загрызает дворняг Эль Чиво, выходившего раненого пса, зато – заставляет киллера отступиться от очередного заказа2. А почти мистическое исчезновение болонки в дыре в полу квартиры приводит к краху романтических отношений Валерии и Даниэля. Справедливо опасаясь негативной реакции публики, режиссёр поместил перед началом сеанса уведомление, что животные на съёмках не пострадали, а завершил повествование посвящением «Лусиано, ибо мы – часть тех, кого потеряли». В конечном счёте жестока и беспощадна окружающая (уточним: капиталистическая) действительность, созданная стараниями самих людей, пусть в значительной степени – помимо их воли. Бедные и богатые, безвестные и знаменитые, маргиналы и преуспевающие бизнесмены, циники и сентиментальные натуры – кто знает, при каких обстоятельствах их сведёт фатум или же слепой случай?
Сложный по строению, многомерный фильм отвечает сразу нескольким ведущим эстетическим и идейно-тематическим тенденциям мирового кинопроцесса рубежа веков. Алехандро Гонсалес Иньярриту (с готовностью принявший приглашение поработать в США, где, заметим, не отступился от своих принципов ни на йоту) не ограничивается стремлением придать авторскому взгляду на мир объёмность, стереоскопичность. Применение оператором Родриго Прието ручной камеры, сообщающее атмосфере нервозность, если не лихорадочность, заставляет вспомнить об опытах датской «Догмы». При этом натуралистичный зрительный ряд, а равно разговорный язык героев, щедро разбавленный ненормативной лексикой (что закономерно смутило часть аудитории), вполне художественно оправданы. Здесь уместно вспомнить об эйзенштейновском принципе «монтажа аттракционов», призванном вывести публику из состояния равновесия и безразличия, вызывая острые эмоции и в конечном итоге – пробуждая мысль. Вместе с тем по мере приближения к развязке темпоритм замедляется, а фильм начинает производить почти гипнотическое воздействие (в частности, благодаря превосходной музыке композитора Густаво Сантаолальи), напоминая откровение – изумительный сон о прекрасном и яростном мире.
.
__________
1 – Что особенно знаменательно, из $20,9 млн. на американо-канадский кинопрокат пришлись $5,4 млн.
2 – Не становиться, так сказать, орудием расправы современного Каина над несчастным Авелем.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий