Набережная Орфевр, 36 / 36 Quai des Orfèvres (2004)
Полнометражный фильм (номинация на «Сезар»).
Другие названия: «36 по набережной Орфевр» / «Набережная Ювелиров, 36» (варианты перевода), «36» / «36», «36-й полицейский участок» / «36th Precinct» (международные англоязычные названия).
Франция.
Продолжительность 111 минут.
Режиссёр Оливье Маршаль (номинация на «Сезар»).
Авторы оригинального сценария Оливье Маршаль, Франк Манкузо, Жюльен Раппно при участии Доминик Луазо, автор сценария и адаптации Оливье Маршаль (номинация на «Сезар»).
Композиторы Эрван Керморван, Аксель Ренуар.
Оператор Дени Руден.
На премию «Сезар» также номинировались: Пьер Мертен, Франсуа Морель, Сильвен Лассёр, Жоэль Ранжон (звук); Юг Дармуа (монтаж).
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Дивизионный комиссар Парижа Робер Мансини (Андре Дюссолье, номинация на «Сезар») сообщает Лео Вринксу (Даниэль Отёй, номинация на «Сезар»), возглавляющему Бригаду розыска и реагирования, что в свете предстоящего повышения рассматривает две кандидатуры на своё место: его и Дени Кляйна (Жерар Депардье), руководителя Бригады по борьбе с бандитизмом. Решение будет принято в пользу того, кто первым обезвредит особо опасную банду, на счету которой несколько удачных ограблений инкассаторских автомобилей. Предстоит сложная работёнка.
Также в ролях: Рошди Зем (Юго Сильен), Валерия Голино (Камиль Вринкс), Даниэль Дюваль (Эдди Валанс), Милен Демонжо (Ману Берлинер, номинация на «Сезар»), Катрин Маршаль (Эв Верхаген), Франсис Рено (Тити Брасоро), Ален Фиглаж (Франсис Орн), Оливье Маршаль (Кристо).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.03.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Оливье Маршаль дебютировал на актёрском поприще в фильме «Не будите спящего полицейского» /1988/, ещё когда нёс службу в доблестных рядах правоохранительных органов. По иронии судьбы, лента Жозе Пинейро воспринималась, несмотря на участие Алена Делона, очередным свидетельством медленного угасания некогда славного течения французского киноискусства – «поляров». Накопив (после ухода в отставку в 1992-м году) опыт в новом для себя виде деятельности, он дебютирует в режиссуре «Гангстерами» /2002/, подарившими надежду, что появился крепкий профессионал, пришедший на смену Анри Вернёю, Жаку Дере или даже Алену Корно. Своей второй постановкой Маршаль дал понять, что метит выше – на место мэтров масштаба Анри-Жоржа Клузо и Жана-Пьера Мельвиля. Уже в названии (кстати, остроумно обыгранном в прологе) содержится прозрачный намёк на классическую «Набережную Орфевр» /1947/, а имя информатора, втёмную использующего Вринкса, чтобы отомстить недругу, моментально вызывает в памяти Сильена в исполнении Жана-Поля Бельмондо (из «Стукача» /1962/). Дальнейшее развитие карьеры Маршаля показало, что художественные амбиции Оливье реализовались, увы, не в полной мере, но фильм всё равно остался одним из лучших (если не лучшим) жанровых образчиков десятилетия. Жаль, что премий «Сезар» никто из авторов так и не получил, да и посещаемость1 могла бы быть повыше с учётом весьма приличного (€13 млн.) производственного бюджета.
Режиссёр-кинодраматург отталкивался от нескольких резонансных уголовных дел, о которых черпал информацию, вероятно, не только из прессы, но и из внутренних (конфиденциальных?) источников. Вместе с тем обращает на себя внимание, как мастерски – чисто кинематографическими средствами – выстроено повествование, начиная с первых же кадров, когда шумное празднество по случаю проводов сослуживца проходит синхронно с дерзким, грамотно спланированным налётом на бронированный инкассаторский автомобиль. Отличный пример использования параллельного монтажа, который помимо прочего задаёт основную тему кинопроизведения. Маршаля при всём желании не обвинить в отстаивании любой ценой чести мундира. Напротив, ему-то доподлинно известно, как сложно зачастую складываются житейские обстоятельства, вынуждающие (вынуждающие!) даже принципиальных полицейских попирать закон. Вряд ли мы захотим осуждать Лео, проведшего с подопечными жёсткую акцию по запугиванию отпетых бандитов, избивших женщину (бывшую проститутку Ману Берлинер), но… точно ли получится не переступить грань?
Создатели «Набережной Орфевр, 36» призывают не торопиться с осуждением или оправданием неблаговидных поступков блюстителей порядка – во всяком случае когда речь идёт не о злом умысле, а об искреннем заблуждении. У каждого найдётся «скелет в шкафу», и решение Вринкса открыто выступить против Кляйна, чья импульсивность стоила жизни товарищу, провоцирует на жёсткие ответные меры. Кто из вас без греха? Бороться с преступностью, не снимая белых перчаток и соблюдая ювелирную точность (напомним, что les orfèvres как раз означает ‘ювелиры’), невозможно в принципе – вопрос лишь в степени, в чувстве меры. Противостояние нарушителям уголовного кодекса плавно перетекает в схватку внутри самой полиции, в конечном же итоге – полем битвы становится сознание конкретного индивида, сталкивающегося с соблазнами, ведущего мучительный диалог с совестью, наконец, решающегося (либо не решающегося) принять ответственность за прегрешения, совершённые вольно или невольно. Отказ Лео собственноручно покарать бывшего друга воспринимается, как ни парадоксально, мужественным и по-человечески ответственным поступком, тем более что Дени всё равно не уйти от возмездия. Даниэль Отёй (между прочим, убедивший доверить партию семнадцатилетней Лолы своей дочери Орор) составил блестящий тандем с Жераром Депардье.
.
__________
1 – 2,1 млн. проданных билетов – чуть-чуть ниже, чем у мрачного детектива «Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса» /2004/ тёзки Оливье Даана.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий