13 убийц / Jûsan-nin no shikaku (1963)

13 убийц / Jûsan-nin no shikaku (1963): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Тринадцать убийц» / «The Thirteen Assassins», «13 убийц» / «13 Assassins» (международные англоязычные названия).

Япония.

Продолжительность 125 минут.

Режиссёр Эйити Кудо.

Автор сценария Канэо Икэгами.

Композитор Акира Ифукубэ.

Оператор Дзюхэй Судзуки.

Жанр: приключенческий фильм, фильм действия

Краткое содержание
Князь Дои Тосицура (Тэцуро Тамба), несущий службу в качестве советника по делам правосудия, принимает сложное решение. Он поручает Синдзаэмону Сидайре (Тиэдзо Катаока) собрать отряд самураев для устранения младшего брата сёгуна — Нарицугу Мацудайры (Кантаро Суга), печально известного садиста, насильника, убийцу. В противном случае стране грозит смертельная опасность…

Также в ролях: Такаюки Акутагава (рассказчик-повествователь, озв.), Котаро Сатоми (Синрокуро Симада), Рюхэй Утида (Ханбэй Китоу).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.03.2024

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

13 убийц / Jûsan-nin no shikaku (1963): кадр из фильма
Все, как один, умрут за это

Эйити Кудо дебютировал в режиссуре в конце 1950-х и, судя по тому, с каким рвением взялся за работу, не отличался особой разборчивостью во вкусах. А быть может, жадно накапливал профессиональный опыт… Переломным для его карьеры стал 1963-й год, когда увидели свет сразу два заметных (и очень талантливых) фильма. «Замок совы» /1963/, основанный на дебютном романе Рётаро Сибы, поведал о боевом искусстве ниндзя, но, пожалуй, ещё больший резонанс вызвали «13 убийц». Было бы, конечно, преувеличением утверждать, будто авторы предложили нечто такое, чего прежде в дзидайгэки не наблюдалось. Коллективным подвигам представителей военно-феодального сословия посвящены и «Верность в эпоху Гэнроку» /1941/ Кэндзи Мидзогути1, и «Семь самураев» /1954/ Акиры Куросавы. Кудо и сценарист Канэо Икэгами, скорее, дерзнули довести тенденцию, встречавшую неизменно горячий отклик в сердцах японских зрителей, до некоего предела, чуть ли не до грани абсурда. Косвенные данные свидетельствуют, что коммерческого триумфа не последовало, однако со временем картина заслуженно попала в число лучших жанровых образчиков, а виртуозный ремейк Такаси Миикэ, вышедший уже в XXI веке, привлёк к оригиналу дополнительное внимание.

13 убийц / Jûsan-nin no shikaku (1963): кадр из фильма
Убийца против убийц

В первую очередь лента поразила зрителей в момент своего появления блистательной, напряжённой и притом – очень динамичной кульминацией, когда наступает ключевой этап реализации плана Синдзаэмона Сидайры. Нарицугу Мацудайра, несмотря на принятые меры предосторожности, попадает в расставленную ловушку, но даже фактор внезапности – не гарантия победы ввиду огромного численного перевеса противника. Оператор Дзюхэй Судзуки искусно обыгрывает (местами – прибегая к ручной камере) замкнутое пространство проулков, в которые удалось заманить несколько десятков воинов, благодаря чему хореография поединков на катанах приобрела особую выразительность. Вместе с тем ещё важнее, что зрелище не служит для Эйити самоцелью. Такой исход строго обусловлен драматургически, а главное, воспринимается зримым воплощением действия тех писаных и неписаных законов, по которым существует общество. Традиционно в Японии считались несчастливыми цифры 4 и 9 (из-за созвучия со словами «смерть» и «страдания»), но постепенно из Европы и Северной Америки перекочевало предубеждение против чёртовой дюжины. По иронии судьбы, изначально в акции участвовало двенадцать человек, но… как можно было отказать сироте Каяте Киге, искренне считающему себя носителем самурайского духа и верящему, что отвага, проявленная на поле брани, позволит сочетаться законным браком с любимой девушкой.

13 убийц / Jûsan-nin no shikaku (1963): кадр из фильма
Один на один

Кудо и Икэгами очень аккуратно, с едва уловимой иронией подчёркивают, что не только заговор как таковой носит исключительный характер. Слыханное ли дело? Покушение на жизнь младшего брата сёгуна попахивает государственной изменой, и князь Дои ни за что не прибегнул бы к столь радикальному средству, если б не гнилая натура Нарицугу, чьи мерзкие преступления (вроде изнасилования невестки престарелого главы клана Овари, в чьём доме остановился, и подлой расправы над его сыном) остаются безнаказанными. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, становится весть о желании Мацудайры в недалёком будущем воспользоваться правом легитимного наследника – заполучить всю полноту власти. И народу, и знати грозила катастрофа колоссальных масштабов, особенно если вспомнить исторический контекст. Действие разворачивается осенью 1844-го (первого года Кока); не пройдёт и десяти лет, как к берегам Страны восходящего солнца причалит эскадра под командованием Мэтью Перри, навязавшая волю президента США. Так или иначе, но возникновение на политической арене фигуры циника и садиста (с почти маниакальными наклонностями) ознаменовало собой скорый закат относительно спокойных времён в строгой изоляции от внешнего мира. Самураям, напрасно так редко тренировавшимся (кто-то и вовсе отдавал предпочтение игре на музыкальных инструментах), хочешь не хочешь пришлось вынимать из ножен мечи – и на деле доказывать верность постулатам Бусидо. К счастью, проверка подтвердила: воины не утратили готовности, не колеблясь, пожертвовать жизнями, поскольку по-прежнему превыше всего ценят честь.

.

__________
1 – Мало того, выдающийся мастер не первым и далеко не последним обратился к народному преданию, основанному на подлинном инциденте.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+