Бей первым, Фредди! / Slå først Frede! (1965)

Бей первым, Фредди! / Slå først Frede! (1965): постерПолнометражный фильм (премия «Бодиль»).

Другие названия: «Бей первым, Фредди» / «Slå først, Frede» (вариант написания названия), «Бей первым, Фреде!» / «Бей первым, Фреди!» (варианты перевода названия), «Бей первым, Фредди» / «Strike First Freddy», «Операция «Голубки» / «Operation Lovebirds» (международные англоязычные названия).

Дания.

Продолжительность 100 минут.

Режиссёр Эрик Баллинг.

Авторы сценария Йенс К. Холм, Хеннинг Бахс, Эрик Баллинг.

Композитор Бент Фабрициус-Бьерре.

Операторы Йорген Сков, Арне Абрахамсен (без указания в титрах).

Жанр: комедия

Краткое содержание
Волей случая Фредди Хансена (Мортен Грюнвальд), зарабатывающего на жизнь продажей игрушек для розыгрышей, принимают за шпиона, и мужчине хочешь не хочешь приходится исполнять рискованную роль. К счастью, коммивояжёру-весельчаку помогает опытный агент Смит (Ове Спрогёе), получивший задание выйти на таинственного доктора Пакса (Мартин Хансен) и установить, какой план вынашивает могущественный злодей. Сам Фредди тоже оказывается парнем не промах — и даже очаровывает прекрасную танцовщицу Соню (Эсси Перссон), подосланную его убить.

Также в ролях: Поуль Бунгаард (Колик), Джон Уиттиг (первый агент), Фрэнки Стил (второй агент), Йорген Блакстед (третий агент), Эдвард Флеминг (четвёртый агент), Вальсё Холм (датчанин), Лисбет Франдсен (одинокая дама), Сёрен Роде (Шницель), Филипп Деко (Примов), Фредди Кох (Цинк), Карл Стеггер (Првсцтх), Андре Салиман (Шноркель), Кнуд Рекс (Хэчис), Артур Йенсен (Карло).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.06.2022

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Бей первым, Фредди! / Slå først Frede! (1965): кадр из фильма
Разведчик должен уметь всё

Судя по косвенным признакам1, фильм «Бей первым, Фредди!», отмеченный национальной кинопремией «Бодиль», снискал ощутимый успех в местном кинопрокате, а ещё – не остался незамеченным кое-где за рубежом (в частности, в ФРГ). Однако соотечественники Эрика Баллинга куда выше ценят его за уморительную серию криминальных комедий про банду Ольсена и за телесериал «Матадор» /1978-79/, включённый в Датский культурный канон. И всё-таки есть глубинная закономерность в том, что искромётная пародия пользовалась у советских зрителей наивысшим спросом как среди работ режиссёра (официально было закуплено пять картин, включая ленту «Операция начнётся после полудня» /1979/, одиннадцатую в упомянутом киноцикле), так и вообще из всех кинопроизведений, увидевших свет стараниями кинематографистов этой небольшой европейской страны. Аудитория в 30,1 млн. человек действительно впечатляет, пусть в сезоне 1969-го ленте не удалось не только приблизиться к показателям жанрово близкой «Бриллиантовой руки» /1969/ (неважно, что у Леонида Гайдая речь шла про контрабандистов, а не про шпионов), но и превзойти «Разведчиков» /1969/ Алексея Швачко и Игоря Самборского и «Мёртвый сезон» /1968/ Саввы Кулиша.

Бей первым, Фредди! / Slå først Frede! (1965): кадр из фильма
Кто там бьёт первым?

Избрав в качестве объекта хлёсткого высмеивания «бондиану», породившую устойчивую моду (тогда даже возник ёмкий термин – «Eurospy film»), Баллинг не прогадал. Он не отказывается от захватывающих дух погонь на автомобилях (непременно заканчивающихся эффектной аварией), перестрелок, мордобоя и даже знойных кадров выступления стриптизёрш. Отдельного упоминания заслуживает зрелищный финал, когда запуск баллистических ракет по территории Советского Союза оборачивается тотальным разгромом секретной базы террористов, откуда Хансен, Смит и очаровательная Соня благополучно улетают на вертолёте. Вот только Эрик, написав сценарий с Хеннингом Бахсом и Йенсом К. Холмом, не стесняется доводить штампы боевиков об агенте 007 до вопиющего абсурда. Взять хотя бы «гениальный» план доктора Пакса задействовать специально натренированных голубей… Вместе с тем нет ни малейших сомнений, что ярчайшим открытием режиссёра стал Мюртен Грюнвальд, между прочим, приглашённый после отказа более популярного тогда комика – Дирча Пассера, запросившего слишком высокий гонорар. Неутомимый весельчак (профессия коммивояжёра обязывает!), не отягощённый интеллектом и уж точно не обладающий необходимыми навыками, на удивление легко осваивает ремесло разведчика, волей-неволей заткнув за пояс бывалого рыцаря плаща и кинжала – агента Смита. Самое же забавное заключается в том, что Фредди, усвоивший с подачи товарища главный принцип (наносить сокрушительный удар до того, как противник успеет сориентироваться), нашёл блестящее применение той продукции, которую продавал любителям розыгрышей. Неудивительно, что Баллинг ещё не раз соберёт столь удачно сработавшихся артистов. В завершении же нелишне добавить, что публика (в том числе в СССР) наверняка оценила по достоинству и сатирический выпад авторов, изящно вскрывших типично капиталистические устремления инфернального злодея, мечтающего сказочно обогатиться на акциях компаний оборонно-промышленного комплекса, которые подскочат в цене в случае новой мировой войны. По таким надо бить первыми!

.

__________
1 – В частности, по оперативному появлению продолжения (под названием «Расслабься, Фредди» /1966/) и по повторному выпуску на экраны в октябре 1981-го.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+