Безумный следователь / San taam / Mad Detective (2007)

Безумный следователь / San taam / Mad Detective (2007): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Следователь-чудотворец» / «Miraculous Detective» (дословный перевод оригинального названия) / «Shen tan» (название на севернокитайском языке), «Безумный детектив» (вариант перевода).

Гонконг.

Продолжительность 89 минут.

Режиссёры Джонни То, Вай Ка Фай.

Авторы сценария Вай Ка Фай, Ау Кин Йи (премии за лучший сценарий Гонконгской киноакадемии и Азиатской киноакадемии).

Композитор Ксавье Жамо.

Операторы Чен Сю Кун.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, триллер, кинофантазия

Краткое содержание
Инспектор Хо Ка-Он (Энди Он) ведёт дело об исчезновении другого полицейского, Вона Квок Чу (Ли Квок Лун), который бесследно пропал несколько лет тому назад — в ту ночь, когда они с напарником Ко Чи Ваем (Ка Тун Лам) преследовали подозреваемого. Отчаявшись добиться результата, Хо обращается за помощью к Чану Квай Буну (Лау Чин Вань) — отставному блюстителю закона, славящемуся эффективными, но в высшей степени странными методами распутывания преступлений.

Также в ролях: Келли Лин (Мэй Чон), Чой Нин Ли (Жижи, в титрах как Karen Lee), Флора Чан (Мэй Чон, какой её видит Бун).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.01.2024

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Безумный следователь / San taam / Mad Detective (2007): кадр из фильма
Сложный выбор

Азиатские кинематографисты по-прежнему держат марку, услаждая эстетический вкус любителей фильмов действия энергичностью развёртывания экранных событий, мощной и изощрённой интригой, парадоксальностью трактовки человеческих характеров. Вот и тандем режиссёров из Гонконга, Джонни То и Вай Ка Фай1, заслуги которых оказались, к сожалению, не оценены по достоинству в конкурсе престижного Венецианского МКФ, тоже, словно в подражание собственному персонажу, демонстрируют творческое безумство – в лучшем смысле этого слова. Силой воздействия на психику зрителя, в том числе явно деструктивного характера, их лента, пожалуй, превосходит работы коллег-единомышленников из Японии: Такэси Китано, Такаси Миикэ, Синья Цукамото («Кошмарный детектив» /2006/). А с большинством образчиков коммерческой американской и западноевропейской продукции картину даже сравнивать неудобно. В национальном прокате «Безумный следователь» в течение двух недель удерживал верхнюю строчку хит-парада, в итоге собрав свыше HKD11 млн. (около $1,4 млн.), и ещё $2,1 млн. принесла демонстрация в других странах.

Безумный следователь / San taam / Mad Detective (2007): кадр из фильма
Кошмар, а не расследование

Жест Чана, отрезающего себе ухо в знак прощания с уходящим на пенсию комиссаром, многих (включая его сослуживцев) поверг в шок, а ведь должен помочь в осознании того факта, что перед нами – особого рода художник. Винсент Ван Гог криминалистики. Он с невыразимым упоением, ставя и тут же фиксируя внутренним взором персональные следственные эксперименты, проникает в суть вещей и безошибочно вычисляет виновных, неустанно призывая: «Меньше логики!» Авторы, в принципе, не слишком интересуются природой ясновидения отставного детектива, просто делая допущение о существовании индивида со столь мощными экстрасенсорными способностями, одержимого процессом разоблачения преступников. В лучшем случае – держат в уме гипотезу Чезаре Ломброзо (не случайно, должно быть, уделявшего много внимания причинам делинквентного поведения) о родстве гениальности и помешательства.

Безумный следователь / San taam / Mad Detective (2007): кадр из фильма
Все под прицелом

Ведь самое интересное и в конечном итоге важное в картине – то, что прорывается за изысканные шутки и ребусы и жанровые условности, препарируемые с особым восторгом и изобретательностью. Самонадеянное утверждение «Я могу видеть внутреннюю личность человека», вынесенное в рекламный слоган, легко отнести на счёт не только Чана, но и самих создателей. Джонни То и Вай Ка Фай, не страшащиеся натуралистичных подробностей2, заставивших гонконгских цензоров присвоить ленте самый строгий рейтинг (Category III предполагает запрет посещения сеансов зрителями младше 18 лет), в то же время – куда безжалостнее в раскрытии душевных качеств действующих лиц. Безумный инспектор с повязкой на голове на поверку оказывается подлинным гуманистом, одержимо борющимся, точно Дон Кихот – с ветряными мельницами, с бесчисленными людскими слабостями и пороками. Ведь не одни отъявленные негодяи, давно плутающие по жизни, раздираемы изнутри побуждениями недостойных, жалких субличностей. В экстремальной ситуации, запутавшись в хитросплетениях обстоятельств, даже потенциальные герои могут поддаться власти детских страхов. Долгий финальный кадр с бравым на вид Хо, лихорадочно ищущим выход и после колебаний – решающимся на подтасовку улик, в данном отношении весьма красноречив.

.

__________
1 – Он же выступил соавтором (вместе с Ау Кин Йи) сценария.
2 – Помимо медленного, почти ритуального отсечения уха запоминаются сцены драк, когда Чан провоцирует ярость у коллеги, подозреваемого в совершении особо тяжких преступлений.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с небольшими дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+