Большое ограбление поезда / The Great Train Robbery (1903)

Дворкин Г. Начало… // Новости видео. – 1991, № 09 (02). – С. 4.

НАЧАЛО…

Когда в 1903 году Эдвин Портер снял десятиминутный фильм «Большое ограбление поезда», никто не предполагал, что он заложит основы сразу двух типично американских жанров – гангстерских фильмов и вестерна.

Великий поход на Запад тысяч переселенцев, строительство Трансамериканской железной дороги, жестокие битвы с индейскими племенами, борьба с многочисленными бандитскими шайками – все это вошло в неписаную историю жанра. Америка ждала своих героев – суровых красавцев в ковбойских шляпах и с безотказными «кольтами» в кобурах. Голливуд создал свои стереотипы и в этом жанре. Во всех вестернах действуют одинаковые герои и происходят на редкость похожие события. Каждый ковбой изначально мужественен, бесстрашен, покровительствует слабым и беззащитным. Мирные переселенцы не могут справиться с нападениями индейцев, шериф не может обуздать бандитов, но появляется ковбой на верном коне и наказывает зло.

На втором плане обычно действуют другие постоянные персонажи вестерна – врач, с пухлым саквояжем и взглядом Кашпировского; владелец бара; отважная девочка (или мальчик); русоволосая красавица с честным сердцем и сомнительным поведением; кровожадные бандиты и индейцы, размахивающие томагавками. Каждый из них имеет свой антипод. Как бы ни сильна была несправедливость, в конце фильма торжествует правда. Предприимчивость, смелость и честность – истинный залог успеха. Кроме этого, в вестерне обязательно присутствуют необходимые декорации: маленький провинциальный городок, салун, дилижансы, и блестящие железные ребра рельсов.

Но вернемся к истокам вестерна. Исполнитель главной роли в «Большом ограблении поезда» Гилберт Макс Андерсон – водевильный актер, хороший наездник и впоследствии кинорежиссер решает создать серию фильмов из жизни ковбоев. Андерсон долго уговаривал известные в то время кинокомпании «Байограф» и «Вайтаграф» реализовать его замысел, но так и не получил поддержки. В итоге, им была создана собственная фирма и начиная с 1908 года он снимал фильмы о великодушном ковбое Бронко, Билли, с самим собой в главной роли. В этой студии (которая базировалась в Сан-Франциско) было снято более 100 вестернов. В их создание основную лепту внесли великий американский режиссер Томас Инс и великолепный актер Уильям Харт, которому Андерсон в 1913 году продал права на экранный псевдоним Бронко Билли. (Кстати, уже в 1980 году эту роль сыграл Клинт Иствуд.)

К этому времени ковбойские фильмы становятся популярными не только в Соединенных Штатах, но и в Европе.

Но истинный расцвет вестерна пришелся на 20-е годы, когда в этом жанре начали работать Джеймс Круз и Джон Форд, с чьим участием были созданы десятки лент. В вестерне появляются психологические моменты, совершенствуется сценарий, улучшается режиссура. Общепризнанные шедевры того периода – «Фургон» (1923) с Крузом и «Железный конь» (1924) с Фордом.

В 30-е годы кино стало звуковым. В салунах появились оркестры и на мир обрушилась музыка кантри; характеристику героев дополнили и музыкальные оттенки. Вестерн тридцатых связан с именами Генри Кинга, Кинга Видора, Джорджа Маршалла, Фрица Ланга и все того же Джона Форда, чей «Дилижанс» (1939) считается лучшим фильмом того времени. Но именно к началу 40-х годов проявились и внутренние противоречия жанра. Классическое противоборство добра и зла поменяло свои полюса. Жизнерадостная вера в возможность решения всех проблем с помощью револьвера, не выдержала испытания временем.

Г. ДВОРКИН

4

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+