Класс / Entre les murs (2008)

Класс / Entre les murs (2008): постерПолнометражный фильм («Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ, номинации на «Сезар», «Оскар», «Давид ди Донателло», награду Европейской киноакадемии, «Гойю»).

Другие названия: «Между стенами» (вариант перевода названия), «Класс» / «The Class» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 128 минут.

Режиссёр Лоран Канте (номинация на «Сезар»).

Авторы сценария Лоран Канте, Робин Кампийо, Франсуа Бегодо (премия «Сезар») на основе книги Франсуа Бегодо.

Оператор Пьер Милон, Катрин Пужоль.

Также на «Сезар» номинировались: Робин Кампийо, Стефани Лежер (монтаж), Оливье Мовезен, Аньез Равес, Жан-Пьер Лафорс (звук).

Жанр: драма

Краткое содержание
Хроника одного учебного года в обычной школе окраинного района Парижа. Франсуа Марен (Франсуа Бегодо) преподаёт французский язык и исполняет обязанности классного руководителя. Он стремится не просто познакомить подопечных с правилами словесности или даже найти с ними общий язык, но в первую очередь — подготовить парней и девушек к жизни, приоткрыть широту и многообразие существующих взглядов на действительность, научить мыслить.

Также в ролях: Бурак Озйилмаз (Бурак), Бубакар Туре (Бубакар), Карл Нанор (Карл), Эсмеральда Уэртани (Эсмеральда), Франк Кейта (Сулейман), Луиз Гринбер (Луиз), Рашель Регулье (Кумба).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.12.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Класс / Entre les murs (2008): кадр из фильма
Класс любопытных

Присуждение пятому полнометражному фильму Лорана Канте «Золотой пальмовой ветви» удивляет не сильно. Каннский МКФ потому и считается ведущим киносмотром мира, что чутко и быстро реагирует на смену важных кинематографических и, главное, общественных тенденций. Но вот внушительный ажиотаж, вызванный вообще-то камерной, лишённой зрелищности и внешнего динамизма картиной у публики, прежде всего – в самой Франции (1,6 млн. проданных билетов), заставляет отнестись к феномену «Класса» с почтением и предельно внимательно. При этом хотелось бы верить, что даже зритель, незнакомый с состоянием дел в современной западной школе, не в силах остаться равнодушным и не почувствовать на интуитивном уровне морально-этическую остроту и исключительную важность затрагиваемых проблем.

Класс / Entre les murs (2008): кадр из фильма
В окружении учеников

И всё же лучше – иметь хотя бы отдалённое представление о существе того, о чём ведёт речь Франсуа Бегодо, чей одноимённый роман 2006-го положен в основу сценария. Будучи не только учителем от Бога, но и автором нескольких книг, множества журнальных статей, иными словами – блистательно совмещая практику с теорией, он не мог не ознакомиться с фундаментальным трудом соотечественников Кристиана Бодло и Рожера Эстабля1, впервые опубликованным в 1971-м году, когда, кстати, родился сам Франсуа. Фильм лишний раз подтверждает справедливость и не утратившуюся актуальность сделанных тогда выводов, обрисовывая работу всё той же школы «двух коридоров» и лишь уточняя: в начале третьего тысячелетия возник по меньшей мере один дополнительный фактор – засилье иммигрантов, носителей иных культур. В новых условиях Канте и Бегодо продолжают исследовать разработанную и опробованную ещё идеологами Просвещения2 социальную технологию, не позволяющую выходцам из низших слоёв преодолеть класс для «отстающих», покинув стены «полусредней практической» школы – школы для «пролетариев» или, точнее, узко-профильных («одномерных») специалистов. Технологию, отточенную за века и по-прежнему функционирующую безотказно, невзирая на самоотверженные усилия отдельных педагогов – как раз таких, как Марен. На своих-то «уроках французского» он стремится выйти за рамки регламентированных учебных программ, расшевелить душу детей, привить им навыки системного мышления, ораторского мастерства, отстаивания своих интересов законными и нравственно приемлемыми средствами. Созвучие произведению Валентина Распутина да и творчеству иных советских художников (допустим, кинорежиссёров Сергея Герасимова, Станислава Ростоцкого, Динары Асановой) настолько очевидно, что просто не может быть случайным! Но процесс всё равно идёт заданным курсом, и одарённый Вей, скорее всего, будет депортирован в Китай, дисциплинарный совет исключит вспыльчивого Сулеймана, а ещё одна ученица – никуда не денется от ненавистной системы профобразования. Оригинальный заголовок перекликается с названием альбома рок-группы Pink Floyd и его киноверсии, и ведь, невзирая на всю разницу в выразительных средствах, использованных Аланом Паркером и Лораном Канте, их картины говорят, в сущности, об одном. О стенах, в которые безжалостно заточается личность, начиная со школьной скамьи.

.

__________
1 – Работа подробно и, на мой взгляд, в нужном контексте рассмотрена Сергеем Кара-Мурзой в «Манипуляции сознанием».
2 – Франсуа вынужден признать, что «Кандид» Вольтера слишком сложен для его учеников.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+