Ливан / Lebanon / Levanon (2009)
Полнометражный фильм («Золотой лев» Венецианского МКФ, номинация на премию Европейской киноакадемии).
Другие названия: «Ливан: Путешествие солдата» / «Lebanon: The Soldier’s Journey» (Великобритания), «Ливан – Смертельная миссия» / «Lebanon – TödlicheMission» (ФРГ).
Израиль, Франция, ФРГ, Великобритания.
Продолжительность 93 минуты.
Режиссёр Самуэль Маоз (номинация на премию Европейской киноакадемии, награда как «европейскому открытию»).
Автор сценария Самуэль Маоз (номинация на премию Европейской киноакадемии).
Композиторы Николас Беккер, Бенуа Дельбек.
Оператор Гира Бейач (премия Европейской киноакадемии).
Также на премию Европейской киноакадемии номинировался Арик Лейбович (монтаж).
Жанр: драма, военный фильм
Краткое содержание
Июнь 1982-го года. Молодой военнослужащий Шмулик (Йоав Донат) приступает к обязанностям наводчика орудия танка, которым командует Асси (Итай Тиран) и в экипаж которого также входят механик-водитель Игаль (Майкл Мошонов) и заряжающий Герцель (Ошри Коэн). Началась операция «Мир Галилеи», и боевая машина придана в усиление подразделению офицера по имени Джамиль (Зохар Штраусс). Предстоят очень тяжёлые дни.
Также в ролях: Дуду Тасса (сирийский пленный), Ашраф Бархом (фалангист), Фарес Хананья (фалангист), Реймонд Амсаллем (женщина-ливанка), Аиша (ребёнок), Фатима (ребёнок), Халед Салам (мальчик-ливанец).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.02.2019
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Отказ включать «Ливан» в конкурсы международных кинофестивалей в Канне и Берлине, выглядевший тем более курьёзным, что в производстве фильма принимали участие кинокомпании Франции и Германии, диктовался, надо полагать, политическими, а отнюдь не художественными соображениями. Отборочная комиссия ещё одного престижного киносмотра, 66-го Венецианского, продемонстрировала похвальную смелость, и Самуэль (Шмуэль) Маоз первым из соотечественников увёз на родину «Золотого льва», обойдя таких маститых коллег, как Вернер Херцог и Патрис Шеро, Жако Ван Дормаль и Фатих Акин, Жак Риветт и Майкл Мур… Решение жюри под председательством Энга Ли1 видится, что ни говори, дальновидным. Более того, награды и Израильской (вручённые, несмотря на крайне неоднозначную реакцию общественности в стране), и Европейской киноакадемий одаривали надеждой, что картина хоть в малой степени поспособствует деэскалации насилия на Ближнем Востоке. Наивной надеждой!.. Режиссёр-сценарист, которого побудила переломить себя и мысленно вернуться в прошлое Вторая ливанская война (состоялась летом 2006-го), в лучшем случае – лишний раз напомнил о верности афористически меткого высказывания Джорджа Сантаяны, предупреждавшего: кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его вновь. Впрочем, и это-то исчерпывающе говорит о гражданской позиции кинематографиста.
Даже если не знать о том, что Маоз был призван в бронетанковые войска и принимал участие в печально известной операции «Мир Галилее», автобиографический характер замысла становится очевидным практически со вступительных кадров. Никакой фантазии не хватит придумать эпизод, когда необстрелянный (ранее – тренировавшийся исключительно на неодушевлённых мишенях) стрелок-наводчик, замешкавшись и не открыв своевременно огонь из пулемёта, видит, что его нерешительность стоила жизни сослуживцу. А следом, выполняя приказ, разносит в щепы метким орудийным выстрелом приближающийся пикап, спустя мгновение с ужасом обнаружив, что за рулём сидел мирный житель, корчащийся в судорогах на земле, рядом с деловито шагающими (чудом уцелевшими при взрыве) белыми петухами, которых тот вёз, видимо, на продажу… Разумеется, невозможно моментально оценить обстановку и поступить правильно в ситуации, когда боевики прикрываются заложниками; горе женщины, потерявшей ребёнка, – не выразить словами! И совсем издевательскими кажутся слова Джамиля, напоминающего, что нужно уважать международные конвенции, давая указание… нет, продолжать использовать запрещённые фосфорные боеприпасы – только именовать их «снарядами с дымом». Как видим, честность создателей ленты сомнений не вызывает, но постановщик всё же не ограничивал себя сравнительно узкой задачей – поведать об ошибках или даже о преступлениях ЦАХАЛ, запоздало посыпав голову пеплом. Всё гораздо сложнее.
Маоз абсолютно прав, подводя к выводу, что ситуация осложнялась характером самих боевых действий, целью которых правительство провозгласило ликвидацию баз Организации освобождения Палестины, обосновавшихся на юге Ливана. Это уже не «классическое» противостояние частям регулярной армии враждебного государства – нечто среднее между гражданской войной и карательной операцией, тем более что экипажу танка поставлена задача оказывать помощь в проведении зачистки населённого пункта, подвергнутого массированной бомбардировке авиацией. Появление сирийских солдат вносит дополнительный сумбур, поскольку израильское руководство публично взяло обязательства, что огонь по ним открывать не будут (первыми). А как поступить с пленным? А можно ли безоговорочно доверять союзникам – крайне двусмысленно ведущим себя христианам-фалангистам? А что это за странные сведения о том, что колонна сбилась с курса, полученные по рации от командования, сообщающего, что не могут прислать силы для эвакуации?.. В таких условиях моральная деградация членов экипажа злополучного танка – неотвратима, причём в кратчайшие сроки. Свою личную войну они проиграли задолго до повреждения корпуса (и частичного выхода из строя ходовой части) выстрелом из РПГ, задолго до гибели механика-водителя Игаля, чьим родителям только что передали весточку о сыне… Режиссёром принято необычное решение – ограничить действие пространством внутри боевой машины: происходящее снаружи видно лишь через орудийный прицел, да ещё доносятся звуки (например, угнетающе громкая арабская музыка), да ещё иногда заглядывают «визитёры». Тем сильнее контраст со вступительным и заключительным кадрами – панорамой непередаваемо красивого поля подсолнухов, символизирующего самую жизнь. Проклятая война в Ливане для её участников не завершится вплоть до последнего вздоха на нашей бренной земле.
.
__________
1 – По воспоминаниям гостей, он стоя аплодировал авторам по завершении сеанса.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий