Опасные гастроли / Opasnye gastroli (1969)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Опасные гастроли» / «Dangerous Tour» (международное англоязычное названия).
СССР.
Продолжительность 87 минут.
Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
Автор сценария Михаил Мелкумов.
Композитор Александр Билаш.
Оператор Фёдор Сильченко.
Жанр: фильм действия, исторический фильм
Краткое содержание
Виконт де Кордель (Николай Гринько) делает заманчивое предложение генерал-губернатору Казимиру Казимировичу Кульбрасу (Иван Переверзев) — открыть в Одессе варьете европейского уровня, в чём должны оказать содействие богатейшие купцы города. Власти и не подозревают, что на самом деле предприимчивый французский аристократ — Андрей Максимович, большевик-подпольщик, надеющийся наладить доставку под видом театрального реквизита нелегальной марксистской литературы и листовок.
Также в ролях: Владимир Высоцкий (шансонье Жорж Бенгальский, он же Николай Коваленко), Ефим Копелян (Иван Тариэлович Бобруйский-Думбадзе), Лионелла Пырьева (Софи, она же Александра), Георгий Юматов (Максим), Николай Федорцов (Борисов), Владимир Шубарин (Альфред II), Рада Волшанинова (Рада Грановская), Николай Волшанинов (Николай Грановский), Эльвира Бруновская (Эвелина де Кордель), Борислав Брондуков (Антип, сторож), Семён Крупник (Али-Баба аравийский), в эпизодах Виктор Павловский (филёр), Владимир Гуляев (полицейский), Валентин Кулик (Соловейчик), Николай Рожков (одесский коммерсант), Георгиос Совчис (филёр), Владимир Костин (подпольщик, муж Эвелины), Василий Левин (одноглазый зритель), Марк Толмачёв (начальник полиции), Александр Якулов (цыган-скрипач, в титрах как К. Якулов), Кира Муратова (Нина Александровна, революционерка, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.10.2017
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Слова уважаемого Георгия Юнгвальда-Хилькевича, поделившегося в одном из сравнительно недавних (данном в постсоветское время) интервью воспоминаниями о том, как снимался фильм, звучат, откровенно говоря, не слишком убедительно. Возможно, члены художественного совета действительно проявили излишнюю щепетильность, настояв, чтобы речь шла о переправке печатной продукции, а не взрывчатки, винтовок и пистолетов с боеприпасами, как это было описано в дневниках Александрой Коллонтай. Однако примерно тогда же (в картине «Шестое июля» /1968/) цензуру благополучно прошёл кадр куда смелее: сам Владимир Ильич, готовясь к ответственному и опасному мероприятию, прячет в карман револьвер. Да и в финале «Опасных гастролей» – незадолго до разоблачения – Жорж, довольный тем, что удалось доставить пробную партию нелегального груза, замечает в том духе, что, мол, готовьтесь: будем снабжать оружием. И где тут приукрашивание действительности?! Лично мне кажутся гораздо проницательнее соображения товарища Высоцкого, не без иронии утверждавшего, что, если б в точности следовали первоначальному замыслу, появилось бы произведение «про перетаскивание тары» (чем только и занимались, обманывая Охранное отделение, большевики-подпольщики), а хотелось, чтобы картина получилась «про людей».
Можно понять некоторых кинематографистов и критиков старшего поколения, воспитанных на более, скажем так, серьёзных, проникнутых высоким пафосом историко-революционных лентах. Юнгвальд-Хилькевич и кинодраматург Михаил Мелкумов, по счастью, не утрачивают чувства меры (чего, увы, не скажешь об эксцентричной и сатирически заострённой «Интервенции», вышедшей – точнее, положенной на «полку» – в 1968-м), перемежая рассказ об участии «гастролёров» в подготовке к стачке демонстрацией эстрадных номеров. Выступления прекрасных полуобнажённых танцовщиц, вызывающие лёгкое смущение у почтенной публики, душераздирающие цыганские романсы, замечательные песни шансонье Бенгальского (естественно, сочинения Владимира Семёновича1, помимо прочего подарившего нам настоящий гимн Одессы, процветающей и весёлой) – всё это занимает слишком много экранного времени, чтобы служить лишь фоном. Не фон, а важная (важнейшая?) часть операции: всё должно выглядеть по высшему разряду, как на лучших сценах Парижа и Берлина, – иначе не соблюсти конспирацию! Но именно данный аспект привносит в экранные перипетии весьма, прямо скажем, неожиданный подтекст. Ведь для кого служат приманкой яркие, с толикой эпатажа, забавные или сентиментальные песенки? Кто попался на удочку бездумных развлечений, кого прельстила богемная атмосфера? Это невольно воспринимается ещё одним, косвенным свидетельством морального разложения элиты Российской империи, которой становилось труднее противостоять революционерам в борьбе за общественное мнение. Мысль прозвучала весьма актуально для СССР конца 1960-х, в адрес которого со стороны западных леваков примерно тогда начали раздаваться обвинения в «буржуазном перерожденчестве». Опыт «перестройки» показал: влияние капиталистической пропаганды оказалось не только пагубным, но и неожиданно большим.
.
__________
1 – Между прочим, он не упустил шанса прочитать отрывок пророческого пушкинского стихотворения «К Чаадаеву», отдав дань любимому поэту.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Баскаков Владимир. Тот же лес, тот же воздух и та же вода… // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 46-48.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий