Убийство в Восточном экспрессе / Murder on the Orient Express (1974)

Убийство в Восточном экспрессе / Murder on the Orient Express (1974): постерПолнометражный фильм.

Великобритания.

Продолжительность 128 минут.

Режиссёр Сидни Люмет.

Автор сценария Пол Ден (номинация на «Оскар») по роману Агаты Кристи.

Композитор Ричард Родни Беннетт (номинация на «Оскар»).

Оператор Джеффри Ансворт (номинация на «Оскар»).

Жанр: драма, детектив

Краткое содержание
Детектив Эркюль Пуаро (Альберт Финни, номинация на «Оскар»), воспользовавшись любезным приглашением старого друга Бьянки (Мартин Болсам), директора Compagnie Internationale des Wagons-Lits, отправляется на Восточном экспрессе из Турции в Англию. В вагоне-ресторане к всемирно известному сыщику обращается состоятельный американский бизнесмен Рэтчетт (Ричард Уидмарк) с предложением стать его телохранителем, суля щедрое вознаграждение. Пуаро отказывается, а на следующее утро несостоявшегося нанимателя обнаруживают мёртвым в собственном купе.

Также в ролях: Лорен Бэколл (миссис Хаббард), Ингрид Бергман (Грета Олсон, премия «Оскар»), Жаклин Биссет (графиня Андрени), Жан-Пьер Кассель (проводник Пьер, в титрах как Jean Pierre Cassel), Шон Коннери (полковник Арбэтнот), Джон Гилгуд (Бэддоуз), Уэнди Хиллер (княгиня Драгомирова), Энтони Перкинс (Гектор МакКуин), Ванесса Редгрейв (Мэри Дебенхэм), Рейчел Робертс (Хильдегарда Шмидт), Майкл Йорк (граф Андрени), Колин Блейкли (Сайрус Хардман).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.09.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Убийство в Восточном экспрессе / Murder on the Orient Express (1974): кадр из фильма
Допрос свидетельницы

В высшей степени любопытно, что в промежутке между двумя жгуче актуальными, аутентичными по атмосфере полицейско-криминальными драмами («Серпико» /1973/ и «Жарким днём после обеда» /1975/) Сидни Люмет обратился к классическому детективу, внеся лепту в формирование модного тогда стиля ретро. При этом его успех, в том числе коммерческий1, вроде бы не подвергался сомнению, и сама Агата Кристи, ревностно относившаяся к экранизациям своих произведений (и какое-то время с досады отказывавшаяся продавать кинематографистам права), призналась, что впервые оказалась полностью удовлетворена адаптацией. А Альберт Финни, который вовсе не был единственным претендентом и, более того, из-за разницы в возрасте с персонажем вынужденно терпел многочасовой процесс наложения грима, по сей день остаётся, на мой взгляд, лучшим (лучше Питера Устинова в продолжениях и даже Дэвида Суше!) исполнителем роли прославленного сыщика. Вот только если в момент публикации (в 1934-м, издательством Collins Crime Club) одноимённый роман поражал злободневностью, воспринимаясь художественным откликом на одно из самых громких уголовных дел того времени2, всколыхнувшее весь цивилизованный мир, то по истечении сорока лет зрителям оставалось отвлечённо наблюдать за изощрённым ходом мысли гениального сыщика, ищущего ответ на вопрос «кто убил?».

Убийство в Восточном экспрессе / Murder on the Orient Express (1974): кадр из фильма
Подозреваемые или присяжные?

Подобные предположения вроде бы косвенно подтверждает и режиссёр, который в автобиографической книге «Снимая фильмы» /1996/ посвятил «Убийству в Восточном экспрессе» достаточно места, но в основном – акцентировал внимание на, скажем так, технических вопросах: трудностях со съёмками настоящего поезда, находках оператора, особенностях работы с «созвездием» блистательных актёров3, звуковом решении, даже выборе костюмов. И тем не менее, сколь бы безупречной и выверенной до мелочей ни казалась форма произведения, детективной интриги как таковой было бы, думается, недостаточно, чтобы удержать внимание на протяжении двух с лишним часов экранного времени. Менее опытный дознаватель, естественно, с готовностью ухватился бы за первую, вполне правдоподобную и внутренне непротиворечивую версию с неизвестным, проникшим в вагон и затем бесследно исчезнувшим. Но в стремлении Пуаро всенепременно реконструировать обстоятельства преступления, какими бы абсурдными на первый взгляд они ни представлялись, при желании несложно обнаружить тягу к правде, схожую с намерениями присяжного Дэвиса. По сути, Люмет повторно ставит вопрос о моральной ответственности того, в чьих руках волей случая оказывается сосредоточена власть над чужими судьбами, даже если теперь двенадцать (с учётом графа Андрени – тринадцать) рассерженных пассажиров сами становятся подозреваемыми. Правда в данном контексте – не верное изложение фактов, а признание (признание вопреки формальным нормам профессионального кодекса) безусловной моральной правоты за людьми, которые не могли поступить иначе и не покарать собственноручно того, кто повинен в пяти загубленных жизнях. Остротой нравственной дилеммы «Убийство в Восточном экспрессе» запоминается, пожалуй, не меньше, чем лихо закрученным сюжетом и характерами действующих лиц.

.

__________
1 – При бюджете в $1,4 млн. фильм только за океаном собрал $35,7 млн., принеся $19,124 прокатной платы.
2 – Имеется в виду похищение и убийство Чарльза Линдберга-младшего.
3 – Сидни особо выделяет проницательность Ингрид Бергман, предпочетшей партии графини Драгомиловой образ скромной Греты и получившей «Оскар».

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Рубрика «Что говорят… Что пишут…» Убийство не так важно… // Ровесник. – 1975, № 4. – С. 23.
Рубрика «Что говорят… Что пишут…» // Ровесник. – 1991, № 4. – С. 22.
Ян В. Ричард Гудвин: Профессия – продюсер // Экран – детям. – 1991, № 09. – С. 6-7.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+