Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1978)

Толстоевский А. Филипп Кауфман: против течения // Новости видео. – 1991, № 6 (13). – С. 3.

Филипп Кауфман: против течения

Режиссер Филипп Кауфман (американцы произносят его фамилию – «Кофман») по праву считается самым некоммерческим из коммерческих режиссеров. Его путь к популярности был очень коротким и в то же время затянулся на десятилетия. Вдобавок и биография Филиппа Кауфмана самая не «киношная».

Он родился в 1935 году в семье среднего достатка. В университете изучал историю и право, некоторое время поработал в конторе у юриста. «Работа не приносила мне радости. Я отсиживал положенное время, а потом шел домой и писал сценарии фильмов, которые мечтал поставить».

Свой первый фильм Кауфман снял в Чикаго («Гольдштейн» – см. фильмографию), позже переехал в Сан-Франциско и работал там. Отметим, что фильмы Кауфмана выходили достаточно редко, хотя он не испытывал недостатка в идеях и активно продавал собственные сценарии. Некоторыми из них с успехом пользовался сам Клинт Иствуд (в частности «Джози Уоллес – вне закона»).

Долгие промежутки между проектами были обусловлены скорее чисто финансовыми затруднениями: несмотря на то, что тот же «Гольдштейн» завоевал главный приз престижнейшего Каннского фестиваля, его успех в Штатах был весьма скромен. Поэтому продюсеры с большой неохотой соглашались на сотрудничество с режиссером.

Положение изменилось после появления «Нашествия похитителей тел». Кауфман успешно совместил в своей ленте элементы научной фантастики, ужасов и психологической драмы. Кроме занимательного сюжета, фильм привлекает обращением к тайнам человеческой психики, анализом нравственного состояния общества.

«Нашествие» если и не стало кинематографическим шедевром, но принесло весьма большую прибыль, что позволило режиссеру стать номинально независимым от крупных кинокомпаний.

К этому моменту Кауфман подружился со своими более знаменитыми коллегами – Джорджем Лукасом и Стивеном Спилбергом, которые сделали ставку на фантастическое кино и не проиграли. После «Нашествия» Кауфман произнес знаменитую фразу: когда один дотошный репортер начал расспрашивать его об идеале режиссера, Кауфман в сердцах бросил: «Мне так нравится Спилберг, что я хотел бы быть им!» И помедлив, добавил: «Или хотя бы его женой».

Кауфман явно скромничал. Уже тогда он стоял в ряду лучших американских режиссеров. Критики отмечали отточенность его работ и даже некоторую утонченность, сделавшую бы честь самому Феллини. Считается, что Кауфман принес в американский кинематограф недостававший тому академизм.

В 1983 году появляются «Настоящие парни». Вновь, как это обычно для Кауфмана – жанры смешаны. Летники и астронавты в своих привычках более всего напоминают ковбоев Дикого Запада, тем более, что действие развивается в прериях. Главным героем фильма стал Чак Йегер – реальный персонаж недалекой истории. Кауфман утверждал, что этот фильм побудила его создать мимолетная встреча в придорожном ресторанчике. Режиссер познакомился с инвалидом, бывшим раньше прославленным летчиком-испытателем. «Нас все забыли. Мы рискуем не меньше астронавтов, мы погибаем чаще, чем они, а нас не знает Америка», – плакал бывший ас. Кауфман привез инвалида к себе домой и несколько дней выслушивал полуфантастические истории о Чаке Йегере – легенде авиации. Эти беседы и легли в основу фильма.

Через пять лет Филипп Кауфман снимает «Невыносимую легкость бытия». Эта лента о Пражской Весне появилась ровно в 20-ю ее годовщину. Режиссер продемонстрировал небывалое мастерство: вся обстановка тех лет была воссоздана на экране с почти невероятной точностью. Кинохроника переходит в игровые эпизоды; черно-белые кадры обретают цвет и у зрителя создается ощущение присутствия в Златой Праге. В отличие от большинства подобных постановок, где главные герои обретают счастье, здесь отсутствует подобный «хэппи энд». Юные супруги гибнут вместе со своей страной.

Последняя картина Филиппа Кауфмана – «Генри и Джун». Вновь он ставит во главу угла тезис о необходимости защиты человеческого достоинства. «Изломанные временем судьбы влюбленных – это главная ценность нашего общества. Им не надо помогать. Постарайтесь хотя бы не мешать им», – заявил режиссер после премьеры.

А его друг, продюсер Сол Заентц дополнил: «У нас так мало фантазеров и режиссеров, которые мыслят образами. Если не хотите быть похожими на них, то хотя бы постарайтесь не мешать».

Филиппу Кауфману сейчас 56 лет. Он не очень известен. Он не очень богат. Но без сомнения – это один из самых ярких и необычайных режиссеров нашего времени.

А. ТОЛСТОЕВСКИЙ

УЧИТЫВАЮТСЯ ТОЛЬКО ТЕ ФИЛЬМЫ, ГДЕ КАУФМАН ВЫСТУПАЕТ, КАК РЕЖИССЕР.

1. 1965. «GOLDSTEIN» – «Гольдштейн». Режиссер: Ф. Кауфман и Бенджамен Менестер. В ролях: Ху Джильберт, Эллен Мэдисон, Томас Эрхардт и другие.

Сюжет основан на книге известного философа Мартина Бубера «Рассказы хасидов». Фильм сделан в жанре сюрреалистической комедии. Трогательная и смешная история чикагцев. Приз критики на Каннском фестивале. 109 минут.

2. 1972. «THE GREAT NORTHIELD, MINNESOTA RAID» – «Большой Норфилд, Минессота – Рейд». В ролях: Клифф Робертсон, Роберт Дюваль, Р. Г. Армстронг и др.

Фильм снят в достаточно необычном ключе: как антивестерн. Семейная история в обрамлении прерий. 91 минута.

3. 1974. «THE WHITE DAWN» – «Белый рассвет». В ролях: Уоррен Отс, Тимоти Воттомз, Лу Госсет и другие. Приключения трех китобоев в Арктике. 1896 год. Эскимосы. Белые медведи и прочие экзотические штучки. 109 минут.

4. 1978. «INVASION OF THE BODY SNATCHERS» – «Нашествиепохитителейтел». В ролях: Дональд Сазерленд, Брук Адамс, Леонард Нимой и другие.

Ремэйк с тем же названием. Первое «нашествие» снял известный режиссер Дон Сигел. Фильм пользовался такой популярностью, что сам Сигел переделал его в 1979 году введя, с помощью компьютера, цвет и добавив несколько вновь отснятых сцен.

Фильм, который создал Кауфман несколько отличается по сюжету и по художественному решению. Действие происходит на земле, которая подвергается нападению инопланетных чудовищ. Критики отметили сходство работы Кауфмана с «Солярисом» Андрея Тарковского. 115 минут.

5. 1979. «THE WANDERERS» – «Блуждающие». В ролях: Кен Уолл, Джон Фридрих, Тони Колем и другие.

Добрая и простая лента об учащихся итальянской школы в одном из кварталов Нью-Йорка. 113 минут.

6. 1983. «RIGHT STUFF» – «Настоящие парни». В ролях: Сэм Шеппард, Скотт Гленн, Эд Харрис и другие.

Сценарий принадлежит самому Кауфману и создан на основе бестселлера Тома Вольфа. Первые американские астронавты и, не менее мужественные, но гораздо менее известные летчики-испытатели. Фильм претендовал на «Оскара» по нескольким категориям. 193 минуты.

7. 1988. «THE UNBERABLE LIGHTNESS OF BEING» – «Невыносимая легкость бытия». В ролях: Дэниел Дэй-Льюис, Джуллиет Бинонз, Лена Олин и другие.

Пражская Весна 1968 года, судьбы людей, классический «любовный треугольник».

Фильм получил награду Национального Общества Кинокритиков. После успеха «Невероятной легкости бытия» Кауфман получил премию Орсона Уеллса, как лучший кинематографист года. 171 минута.

8. 1991. «HENRY AND JUNE» – «Генри и Джун». В ролях: Фред Уорд, Ума Турман, Мариа Де Медейрос и другие.

Экстравагантная история любви мужчины и женщины. Фильм шокировал определенную часть зрителей. Отметим, что «Генри и Джун» создавалась на основе «семейного подряда» – сценарии писали Филипп и Роз Кауфман (муж и жена), постановка Филиппа Кауфмана (все того же), ленту продюсировал Питер Кауфман (сын двух первых). 115 минут.

ДВАДЦАТИПЯТКА

14. Оливер Стоун – сценарист и режиссер. Обладатель многих «Оскаров». Его хобби – военная тема («Взвод», «Сальвадор», «Рожденный 4-го июля»). 44 года. В юности писал сценарии и тем зарабатывал на жизнь.

15. Билл Косби – пробовал себя на ТВ, в кино, на эстраде. За два года накопил 115 миллионов долларов, что даже по американским меркам – факт исключительный. 53 года. Темнокож.

16. Сильвестр Сталлоне – актер, сценарист, режиссер. Подробнее о нем в № 3 (10).

17. Мел Гибсон – актер. В СССР прославился, как исполнитель главной роли в «Смертельном оружии» (вышло 2 ленты). Недавно доказал, что ему по плечу любая роль, сыграв Гамлета в одноименной ленте Франко Дзефирелли. 34 года. С детства мечтал об актерской карьере.

18. Вуди Аллен – режиссер. В его фильмах замечено уникальное сочетание юмора, занимательного сюжета и философии. Наиболее популярны «Ханна и ее сестры», «Манхэттэн», «Анни Холл». 55 лет. Начинал, как автор телепостановок.

19. Брюс Спрингстин – певец и композитор. Сексуален, как Элвис Пресли, лиричен, как Боб Дилан, напорист, как все музыканты из «Роллинг Стоунз» вместе взятые. Любит вскрывать язвы американского капиталистического общества. 41 год. Играть на гитаре научился раньше, чем ходить.

20. Розанна Барр – американская Татьяна Миткова. Королева телевизионного эфира. Терроризирует власть имущих, вмешивается в личную жизнь звезд и звездочек. Ее боятся, но уважают. 37 лет.

21. Брюс Уиллис – актер. Заработал 5 миллионов на «Крепком орешке», столько же на «Кострах тщеславия». Достаточно долго становился популярным. 35 лет. В юности подрабатывал официантом.

22. Арнольд Шварценеггер – актер. Подробнее о нем в № 2 (9).

23. Эдди Мерфи – актер. Миллионер. Подробнее о нем в № 5 (12).

24. Принс – певец. Конкурент Майкла Джексона. Прекрасный гитарист, 32 года. За свою жизнь успел поиграть с Чаком Берри и Джимми Хендриксом.

25. «Ю-ТУ» – популярнейшая ирландская группа. Их взлет начался после появления альбома «Дерево Джошуа». Впервые сыграли вместе в 1979 году. Авторы музыки к нескольким фильмам.

3

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+