Зажги красный фонарь / Da hong deng long gao gao gua (1991)

Зажги красный фонарь / Da hong deng long gao gao gua (1991): постер

Полнометражный фильм («Серебряный лев», приз ФИПРЕССИ и приз Эльвиры Нотари Венецианского МКФ, премия «Давид ди Донателло», номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Подними красный фонарь» / «Подними повыше красные фонари» (варианты перевода названия), «Подними красный фонарь» / «Raise the Red Lantern» (международное англоязычное название).

КНР, Гонконг, Тайвань.

Продолжительность 125 минут.

Режиссёр Чжан Имоу.

Автор сценария Чжэнь Ни по роману Су Туна.

Композиторы Наоки Татикава, Цзыпинь Чжао.

Операторы Лун Ян, Фэй Чжао.

Жанр: драма, исторический фильм, мелодрама

Краткое содержание
1920-е годы. В дом состоятельного господина Чэнь Байшуня (Ма Цзиньу) прибывает Сунлянь (Гун Ли, номинация на «Давид ди Донателло»), ставшая его четвёртой женой. Девушка, согласившаяся на брак, чтобы не быть обузой мачехе после кончины отца, без особого удовольствия знакомится с обычаями, которым стремятся неукоснительно следовать хозяева и слуги. Отношения с другими супругами, Мэйшань (Хэ Сайфэй), Чжоянь (Цао Цуйфэнь) и Юйжу (Цзинь Шуюань), складываются очень непросто, и Сунлянь приходится спешно учиться искусству плетения интриг.

Также в ролях: Чжао Ци (распорядитель дома), Кун Лин (служанка Янъэр), Чжиган Куй (доктор Гао), Чу Сяо (Фэйпу).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.01.2018

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Зажги красный фонарь / Da hong deng long gao gao gua (1991): кадр из фильма
Награда любимой жене

Чжан Имоу обладает редкостным даром, блестяще раскрывшимся ещё в гениальном дебюте под названием «Красный гаолян» /1987/. Повествуя о событиях истории, причём как древней, так и новейшей, он без видимых усилий придаёт повествованию актуальность. При обращении же к текущим реалиям – не позволяет ни на мгновение забыть о том, что на ключевые политические, идеологические, социально-экономические, культурные аспекты настоящего продолжает оказывать влияние прошлое. Четвёртая постановка мастера, экранизация романа «Жёны и наложницы» /1990/ Су Туна – классика современной китайской прозы, является в данном отношении особенно показательной. Вполне возможно, что и сценарий Чжэнь Ни, и готовый фильм действительно вызвали пристальный интерес цензоров КНР, объяснимый хотя бы тем обстоятельством, что существенную финансовую поддержку оказал тайваньский продюсер и предприниматель Цю Фушэнь. Однако и у чиновников, и у самих авторов хватило такта и художественного чутья, чтобы, следуя ограничениям – исключая элементы, создававшие почву для «нежелательного» иносказания, не выхолостить квинтэссенцию замысла. Картина, вызвавшая мощный резонанс на Венецианском международном кинофестивале1 (правда, «Золотой лев» тогда ушёл нашему соотечественнику Никите Михалкову за «Ургу – территорию любви» /1991/), по праву стала одним из олицетворений национальной кинематографии последнего десятилетия XX века.

Зажги красный фонарь / Da hong deng long gao gao gua (1991): кадр из фильма
Сунлянь себе на уме

Первое, что поражает воображение, – богатейшая изобразительная культура, причём тот факт, что съёмки прошли не в специально возведённых (построенных в павильонах киностудии или в чистом поле) декорациях, а в расположенном в провинции Шаньси поместье Цяо, придало действу дополнительную убедительность. Даже самая искусная имитация не помогла бы добиться схожего ощущения подлинности! Сунлянь, принявшая сложное решение (изменение семейных обстоятельств не позволяло рассчитывать на завершение обучения в университете), попадает в новую для себя обстановку. Однако при ближайшем рассмотрении патриархальный уклад со всесторонней регламентацией, с неукоснительным следованием домочадцев и прислуги заведённым порядкам, со строжайшим соблюдением этикета, освящённого традициями, оказывается не таким уж незыблемым. Не случайно же авторы чётко обозначили исторический контекст: наступившая после Синьхайской революции эра милитаристов, когда клики сменяли друг друга у власти (естественно, не чураясь применять насилие) каждые несколько лет. До оккупации и гражданской войны оставалось ещё долго – однако было глупо не замечать, что общественный строй находится в состоянии нестабильности, брожения, ломки привычных устоев. Поместье Байшуня, которого унаследованное от предков состояние обязывает продолжать уважаемый род, воспринимается кусочком той, древней цивилизации, стремящийся в самоизоляции спастись от разрушительного воздействия быстротекущего времени. Вот только достижима ли эта, по-своему благородная цель?

Зажги красный фонарь / Da hong deng long gao gao gua (1991): кадр из фильма
Нет, не дождётся счастья…

Оценим иронию истории. Красный цвет, в который окрашены фонари, зажигаемые и вывешиваемые в покоях той жены, у какой намерен провести ночь господин, успел наполниться иным смыслом – начал ассоциироваться с революцией, и спустя несколько десятилетий именно новое содержание официально одержит верх. Дело не только в классовых противоречиях, всё-таки проникающих за высокие стены – получающих выражение, допустим, в поступках служанки Янъэр, втайне мечтающей стать очередной избранницей хозяина, снедаемой ревностью, помогающей плести против своей госпожи интриги. Разрушается изнутри тщательно оберегавшийся на протяжении веков сословный принцип как таковой. Принцип, разительно не соответствующий не мимолётным веяниям, но фундаментальным (понимаемым в материалистическом ключе) условиям функционирования общества и государства. То, что началось с мелких внутрисемейных неурядиц, оборачивается громким скандалом – и трагедией. Сунлянь, душевное состояние которой замечательно передаёт подобранная музыка (в данной связи любопытно привлечение к сотрудничеству японского композитора Наоки Татикавы), не в силах простить себе, что оказалась невольной виновницей двух смертей. Помешательство стало и наказанием, и в некотором роде – спасением… Вместе с тем было наивно надеяться на скорейшее изменение порядков – и следующим летом ещё одна юная девушка, пятая жена, получит поздравление в день свадьбы. Красные фонари зажгут вновь.

.

__________
1 – Одним из результатов стала покупка ленты для ограниченного проката в США, где кассовые сборы оказались вполне неплохими ($2,6 млн.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Видео // Огонёк. – 1995, № 11. – С. 91.
Караваев Дмитрий. Слияние двух Ли // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 26. – С. 42-45.
Кудрявцев Сергей. Год прошёл под знаком Тарантино // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 27. – С. 36-41.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+