Алиса в городах / Alice in den Städten (1974)

Алиса в городах / Alice in den Städten (1974): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Алиса в города» / «Alice in the Cities» (международное англоязычное название).

ФРГ.

Продолжительность 110 минут.

Режиссёр Вим Вендерс.

Автор сценария Вим Вендерс при участии Файта фон Фюрстенберга.

Композитор Кан.

Оператор Робби Мюллер.

Жанр: драма

Краткое содержание
Завершая своё путешествие по Соединённым Штатам Америки по заданию издательства, немецкий журналист Филипп Винтер (Рюдигер Фоглер) вынужден признать, что материал не готов. Он решает направиться на Родину, чтобы спокойно закончить работу. В аэропорту Филипп знакомится с соотечественницей по имени Лиза (Лиза Кройцер), которая просит присмотреть за её девятилетней дочерью Алисой (Йелла Роттлендер). К сожалению, Винтер слишком поздно понимает, что неудовлетворённая жизнью мать хотела банально отделаться от девочки, и отправляется в путешествие по городам Германии в поисках алисиной бабушки.

Также в ролях: Эдда Кёль (Ангела), Эрнест Бём (издатель), Сэм Прести (продавец автомобилей), Лоис Моран (служащая аэропорта), Диди Петрикат (друг во Франкфурте), Ганс Хиршмюллер (офицер полиции), Сибилл Байер (женщина), в эпизодах Чак Берри (в качестве самого себя, без указания в титрах), Вим Вендерс (без указания в титрах)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.10.2015

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Алиса в городах / Alice in den Städten (1974): кадр из фильма
Не грусти, Алиса!

На фоне большинства произведений Вима Вендерса, включая его первую совместную работу с актёром Рюдигером Фоглером (таинственный, многозначный «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» /1972/) или, допустим, вторую часть условной трилогии road movies1, фильм кажется предельно безыскусным, снятым на минимальные средства2 и как бы спонтанно, без заранее написанного сценария и отрепетированных мизансцен. Но из всех картин одарённого режиссёра, получившего международное признание всё-таки чуть позже, пожалуй, лишь безусловный шедевр «Небо над Берлином» /1987/ покорит сильнее, заставив по-человечески сопереживать неприкаянным героям и удивляя обилием высокой мудрости, растворённой в заурядных и привычных вещах. Мелодия-лейтмотив, сопровождающая Филиппа с Алисой в их почти бесцельных скитаниях, когда за окнами взятого напрокат автомобиля проносится серая, безжизненная вереница старых одноэтажных домиков, подлежащих сносу («гробы домов», по наблюдениям девочки), содержит печаль самого Времени. Времени, остающегося быстротечным, безостановочным и в бесформенную, безликую, лишённую ориентиров эпоху – подлинное безвременье… Журналист, иногда называющий себя на американский манер, Филом, делится с Ангелой соображениями о том, что не в состоянии угнаться за реальностью, меняющейся буквально в следующее мгновение после того, как её слепок зафиксирован на «полароидный» снимок, – но даже подруга-ангел из Нью-Йорка оказывается глуха к сетованиям художника. Зачем он вообще связался с лукавой, непоседливой, капризной девчонкой, следуя ненадёжным предположениям, просаживая последние деньги и чувствуя себя подчас глупее, чем Белый кролик, ненароком увлёкший бедную Алису в Страну чудес?

Алиса в городах / Alice in den Städten (1974): кадр из фильма
В раздумьях о жизни городов

Посещение рок-концерта Чака Берри, закончившееся вполне мирно, без погрома на сцене и беспорядков, воспринимается иронической цитатой из «Фотоувеличения» /1966/ Микеланджело Антониони, которого Вендерс всегда уважал, но с которым, судя по всему, принципиально разошёлся в оценке открытого маэстро явления. По мнению немецкого3 режиссёра, солипсизм на грани мистики не стал и не мог стать (во всяком случае – массово) следствием тотальной «некоммуникабельности». Обезличенная толпа-то, как явствует из заметок журналиста, как раз удовлетворилась жалким суррогатом действительности, творимым на экранах телевизоров, не осознавая, что худшее при таком раскладе – даже не обилие рекламы: сама реальность оказывается безжалостно порезана на фрагменты и втиснута в промежутки между агрессивными, отупляющими роликами. Преодолением острой душевной опустошённости, способом «растопить» холодное, равнодушное сердце Винтера (как-никак – ‘зима’!) становится путешествие как таковое, позволяющее, вопреки здравому смыслу, обрести единственное близкое существо на всём белом свете. Того, о ком можно заботиться, терпеливо перенося по-детски прихотливую смену настроений. Ведь не случайно полноценный (по голливудским меркам) хеппи-энд, когда всё откладывавшаяся на неопределённое время встреча Алисы с родными оказывается близка, как никогда, а Филипп даже получает компенсацию за понесённые расходы, исполнен невыразимой грусти…

.

__________
1 – «Алису в городах» традиционно объединяют с лентами «Ложное движение» /1975/ и «С течением времени» /1976/.
2 – Производственно-дистрибьюторская компания Filmverlag der Autoren, основанная не без участия самого Вендерса, смогла выделить бюджет в размере DEM500 тыс.
3 – Хотя сцены в Амстердаме являются, по-видимому, данью его голландским корням.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Федоров Александр. Оберхаузен: Экспериментальное кино все еще существует // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 28. – С. 4-5.
Рейзен О. Каждому – своё… // Видео-Асс SUNRISE. – 1995, № 04. – С. 38-39.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+