Алиса в городах / Alice in den Städten (1974)

Федоров Александр. Оберхаузен: Экспериментальное кино все еще существует // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 28. – С. 4-5.

Оберхаузен: Экспериментальное кино все еще существует

Международный фестиваль короткометражных фильмов в Оберхаузене не специализируется на лентах экспериментального плана, стремясь вобрать в себя лучшее, что есть в Европе и за океаном в игровом, документальном и анимационном кино.

Между тем, из года в год практически на каждом фестивале можно увидеть фильмы режиссеров-экспериментаторов. Именно такие фильмы ставили нынче знаменитые мэтры Ян Леница, Роман Полански, Збигнев Рыбчински, Ян Шванкмаер и Жан-Мари Штрауб, ранние работы которых (вместе с картиной Юрия Норштейна, Клода Горетта, Шанталь Аккерман, Александра Клюге и др.) сложились в блистательную ретроспективу сорокового оберхаузенского феста.

Что же касается новых фильмов, то самой ожидаемой премьерой Оберхаузена была, вероятно, картина знаменитого Вима Вендерса «Ариша, медведь и каменное кольцо» (1993). Быть может, этот сорокаминутный фильм задумывался авторами как экспериментальный. В самом деле, чем не эксперимент: вернуться к «роуд муви» времен «Алисы в городах» (1973), но вооружившись современной кинотехнологией, насыщенной совершенными звуками «долби». Увы, история русской эмигрантки, которая, путешествуя по современной Германии со своей малолетней дочкой Аришей, знакомится с человеком, носящим праздничную маску медведя, на мой взгляд получилась невнятной, психологически малоубедительной и наконец – просто скучной…

4

Несомненно, наиболее яркой экспериментальной лентой фестиваля стала работа молодого японского режиссера Наказавы Хидео «Ten Seconds After» (10 секунд спустя). Это потрясающая по своему техническому исполнению картина построена на игре с гигантским видеоэкраном, с помощью которого персонажи (влюбленная парочка и воришка) могут видеть свое близкое будущее и недавнее прошлое.

Уверенным профессионализмом были отмечены и еще две экспериментальные работы молодых режиссеров – «Носферату» (Болгария, 1993) Ани Йотовой и «Волк» (Австралия, 1993) Мачея Вщелаки. Обе работы продолжили традиции экспериментаторов синематического толка, имитируя стилистику немецкого экспрессионизма («Носферату») и обыгрывая стереотипы фильмов ужасов об оборотнях («Волк»).

К сожалению, другая ветвь экспериментального кино – зрелища, создаваемого с помощью компьютера, меня лично привела в уныние. К примеру, отмеченный жюри фильм англичанина Дэвида Лачера «Videovoid» (Видеовакуум) (1993) представляет собой монотонный монтаж неких «космических» геометрических изображений с форсированным звуком разрядов молний. Ничего нового, по-моему, в аудиовизуальный ряд компьютерного кино этот фильм не внес, так же, как и претенциозные пластические притчи «Horror Vacui» (Голландия, 1993) Бориса Павла Конена и «Dance» (США, 1993) Гэри Голдберга. Французский фильм-эксперимент «Зимнее путешествие» (Voyage d’hiver, 1993) режиссера Робера Казна изумителен по цвету и операторской работе, однако тягучее двадцатиминутное созерцание бескрайней снежной пустыни рассчитано, видимо, на очень больших любителей холодов…

Удача сложного по спецэффектам японского фильма «Ten Seconds After», как мне кажется, показывает, что в конце XX века очень трудно сделать экспериментальный фильм без привлечения новейшей видеотехнологии, так как традиционный кинематограф с цветной или черно-белой пленкой, с процессом проявки, озвучания и т.д. перепробовал на сегодняшний день тысячи вариантов аудиовизуального изображения окружающего мира. Видеоизображение с компьютерной поддержкой позволяет значительно расширить традиционнее понятия об экспериментальном фильме как таковом. Однако фильмы, подобные «Теп Seconds After», требуют значительных денежных вложений, сравнимых, быть может, со стоимостью полнометражного фильма, что видимо, пока не имеет отчетливой перспективы в России. А жаль…

Александр Федоров

Член жюри ФИПРЕССИ кинофестиваля Оберхаузеи-1994

5

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+