Академия пана Кляксы / Akademia Pana Kleksa (1983)

Маркова Ф. Адам Нескладушка в стране чудес // Советский экран. – 1985, № 4. – С. 9.

Ф. МАРКОВА

АДАМ НЕСКЛАДУШКА В СТРАНЕ ЧУДЕС

Добрая традиция творческого содружества с польскими коллегами существует уже много лет. Мы хорошо помним ленты, имевшие большой и заслуженный успех, – «Помни имя свое», «От Буга до Вислы», «Сохранить город», «Особых примет нет», «Крах операции «Террор» и другие. Киносказка «Академия пана Кляксы», созданная совместно польскими и советскими кинематографистами по мотивам сказки Яна Бжехвы (режиссер К. Градовский), продолжает эти добрые кинематографические традиции и, конечно же, будет одинаково интересна и советским и польским маленьким зрителям.

Сюжет новой картины построен на реалиях современности, он повествует не о «тридевятом царстве», а о нынешних ребятах. Хотя? все же и здесь дело не обходится без традиционной сказочной истории о заколдованном принце, превращенном волшебником в птицу.

Дело в том, что школьник Адам Нескладушка (Славек Вронка) так любил чтение, что собственное воображение, подхлестнутое всем прочитанным, увело его в мир сказочного вымысла, в мир Мечты, где происходят совершенно невероятные события.

Но надо отдать должное маленькому герою, а точнее, сказочнику Яну Бжехве: в своих волшебных приключениях он ловко «наводит мосты» между реальностью и сказочным вымыслом. Нравственные проблемы сегодняшнего дня связаны в картине с вечными проблемами человеческой морали, атрибуты сказки современной отлично согласуются с атрибутами сказки фольклорной и всеми ее чудесными превращениями. А главным в фильме, как тому и положено быть в сказке, остается единоборство добра и зла. в котором добро всегда побеждает.

Авторы «Академии пана Кляксы» открывают сердца зрителей ключами, действующими безотказно. Это доброта и юмор, пронизывающие всю картину. Сам профессор Клякса, – учредивший для своих маленьких друзей «академию» на лоне природы, как раз и есть персонифицированное Добро. К тому же он настоящий кудесник: может приготовить любое вкусное блюдо из обыкновенных красок, умеет летать, разговаривать с птицами. Но делает он все это не для пустой забавы, а только с доброй целью доставлять окружающим радость, помогать в трудном деле, учить дружбе, товариществу, уважению к людям.

Актер Петр Фрончевски, не расставаясь с улыбкой на лице, играет свою роль вполне серьезно. Его глаза лукаво прищурены и смотрят на мир, замечая в нем не только хорошее, но и плохое. В них – мудрость и знание жизни, которые его герой должен, по мере возможности передать своим питомцам. Условность ситуаций не мешает этому милому чудаку оставаться реальным и достоверным человеком. Добрый волшебник выступает одновременно замечательным, чутким воспитателем.

Приметы современной сказки пронизывают картину. Это, к примеру, кукла-робот, очень близкая родня нашему телевизионному Электронику. Это и всяческие удивительные превращения, обильно включенные в экранное повествование, «очевидное невероятное», близкое сердцу нынешних юных зрителей. Словом, авторы умело используют и фантазию, и фантастику, призывая на помощь чудеса науки и техники. Они создают зрелище увлекательное, но и поучительное. Но в том и прелесть фильма, что в нем нет сухого назидания, так сказать, «перста указующего».

В финале всей истории Адам Нескладушка вступает в разговор с паном Кляксой, удивляясь, что заколдованного принца никто не выручает из беды.

– Как же так? Значит, никто не спас его? Но в сказке всегда должно побеждать добро!

– А может быть, дорогой Адам, ты именно потому и поверил в эту сказку? Она не такая, как другие…

Победа добра реализуется здесь прежде всего в отношении зрителя к происходящему, в его сочувствии и сострадании, в его нравственных оценках героев и событий.

9

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+