Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982)

Фикс Сергей. 10 лет спустя // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 14. – С. 9-11.

10 ЛЕТ СПУСТЯ

БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ (Blade Runner)

США-Великобритания, 1982, 123 мин. Реж. Ридли Скотт. В ролях: Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Шон Янг, Дэрил Ханна, Брайан Джеймс, Джоанна Кэссиди.

Зацепившись рукой за какую-то балку у карниза многоэтажного дома, Харрисон Форд висит над улицей. В любой момент его персонаж, инспектор Рик Декар, может рухнуть с высоты вниз…

Близится к концу действие знаменитого фильма «Бегущий по лезвию бритвы». Сразу же после появления, эта лента заняла достойное место в литературе о кинофантастике, да и в киноэнциклопедиях вообще. В 1992 году – через 10 лет после премьеры – зрители увидели оригинальный, режиссерский вариант картины. Дело в том, что продюсеры фильмов, как правило, имеют возможность влиять на итог режиссерской работы и именно им принадлежит последнее слово при монтаже прокатной версии. Поэтому многие режиссеры и актеры предпочитают финансировать свои фильмы сами.

С точки зрения прокатчика картина себя не окупила, собрав всего лишь 14 миллионов долларов в 1982 году. Поклонники фильмов ужасов, отдавшие должное предыдущему фильму режиссера «Чужой», тоже были обескуражены. Но критики и все настоящие поклонники научной фантастики в кино сразу поняли, что фильм «Бегущий по лезвию бритвы» если и не великий, то уж точно, во-первых, «вечнозеленый», и во-вторых, в своем жанре – шедевр (не зря редкая десятка «лучших научно-фантастических фильмов всех времен и народов», составленная где угодно, кем угодно, обходится без этой ленты).

Вот что сказал в интервью знаменитому киножурналу «Кайе дю синема» о «Бегущем по лезвию бритвы» итальянский режиссер Микеланджело Антониони: «Великолепные кадры, много прекрасных находок, ошеломляющие спецэффекты. Мир этого фильма очень современен, заполнен светом и звуком».

Критики оценили картину не только за то, что мир, созданный в ней, кажется абсолютно реальным. Вот мнение кинокритика Валентина Эшпая: «Бегущий…» совмещает настроение богартовских фильмов (закадровый монолог героя), антураж «Звездных войн» с неожиданными (и остроумными) цитатами из Антониони». То есть, этот фантастический триллер закономерно вобрал в себя едва ли не все лучшее, что было создано в кино до него. Кстати, о кинореальности. Немногие фантастические ленты до «Бегущего…» так бесподобно воссоздали на экране «облик грядущего» – образ гигантского

9

мегаполиса Лос-Анджелеса в начале XXI века.

Давно известно, что фантастические описания становятся реальнее, жизненнее, если в них мелькают черты из нашего сегодня. Чем больше знакомого для себя житель XX века видит в ленте о начале века следующего, тем легче ему поверить в Историю. Фильм поставлен по мотивам произведения Филиппа К.Дика «Может ли присниться андроиду электрическая овечка», ставшего классикой западной научной фантастики, а на русском языке впервые изданного только в 1992 году (спустя 10 лет после выхода фильма на экран!). Однако «по мотивам» – отнюдь это не дословная экранизация. Подозреваю, что те, кто прочел книгу, нашел для себя в фильме и что-то еще.

А история, рассказанная с экрана, такова. Наука в грядущем веке сильно шагнула вперед – и одним из новейших ее достижений стало создание человекоподобных роботов. Этих андроидов-репликантов делили на серии, и одна из них называлась «Нексус». Репликанты серии «Нексус» отличались невероятной силой и приспособляемостью, а по уровню мышления практически не отличались от людей, их создавших. Репликантов использовали во Внеземельи для разведки и работы в инопланетных колониях, что было опасным и рискованным делом. И вот однажды несколько репликантов взбунтовались и прилетели на Землю, где им запрещено было появляться под страхом уничтожения. Специальный отряд полицейских, подразделение «Бегущих по лезвию бритвы», получил приказ найти и уничтожить мятежных репликантов. Все это мы узнаем из вступительных титров. Сама же картина начинается с того, что экс-полицейский Рик Декар получает приказ заняться этими манекенами (ругательство по отношению к репликантам, так же как негров называли «ниггерами»). Шестеро репликантов повинны в гибели 23 пассажиров космокорабля. Двое уже убиты. Четверо бродят по Лос-Анджелесу в ноябре 2019 года. На Землю их привело одно – ускоренный обмен веществ. Репликанты надеются попасть в создавшую их «Таррелл-корпорейшн» и выяснить, как можно замедлить их быстрое старение и отдалить гибель. Действовали они подчас жестоко. Но что делать? С одной стороны – за ними охотится полиция, с другой – быстрый обмен веществ укорачивает срок их существования. В попытке успеть выжить репликанты вынуждены убивать, да и не особенно ценят они человеческую жизнь.

Декар – тоже убивает. На его стороне закон, но это – единственное, что отличает в этой ситуации его от роботов. Часто положение таково, что погибнуть может либо его противник, либо он сам. Сюжет «один против нескольких» банален. Но в том-то и мастерство режиссера, что нисколько не осуждая действующего по законам своего мира Декара, сюжет этого научно-фантастического триллера ставит вопросы куда более глобальные, чем это может показаться на первый взгляд. Что есть человек? Где грань между человеком и полностью аналогичным ему по внешнему виду и способу мышления, созданным искусственно существом? Может ли человек прекратить жизнь репликанта (что в инструкции именуется «отставкой») и при этом не считать себя убийцей? И кто репликанты – люди или нет? И кто более человечен в этом мире – репликанты, держащиеся вместе, пытающиеся любить, начинающие чувствовать, или люди, поглощенные лишь своими трудностями, отгороженные друг от друга стенами одиночества, неспособные друг друга понять и забывшие, зачем им это вообще…

Полицейский Декар из подразделения «Бегущих по лезвию бритвы» висит на самом краю крыши многоэтажного дома. Идет снегодождь. Слабеет рука, а другой воспользоваться он не может – сломаны пальцы. Еще немного – и он сорвется к холодным

10

зелено-синим огням, освещающим улицу далеко внизу. Он очень измотан и не может влезть на крышу. Да и к чему – там последний из предназначенных к уничтожению репликантов, но похоже, что репликант Бэтти переживет инспектора Декара…

Декар сорвался, но в тот момент, когда сине-зеленые огни качнулись ему навстречу, его руку схватила человеческая рука, хотя и искусственного происхождения. Декар останется жить. А Бэтти, опустив руку с проткнувшим ее в центре ладони гвоздем и выпустив из другой белого голубя, умрет. Человека спас Бог, ибо что эти черты – как не символы Святой Троицы…

Следующие работы режиссера сделаны уже не в жанре научной фантастики – тут сказка, полицейские фильмы, триллеры, исторический эпик. Однако, «Бегущий»… видимо, долго не отпускал режиссера – не зря же спустя 10 лет он выпустил полный авторский вариант своего философского боевика. Пока что в планах Ридли Скотта нет собственной постановки нового научно-фантастического фильма. Но, может он еще вернется к этому жанру. Во всяком случае его последняя продюсерская работа – мультфильм «Наблюдатель звезд» – научно-фантастический.

Сергей ФИКС

11

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+