Белое солнце пустыни / Beloe solntse pustyni (1970)

Белое солнце пустыни / Beloe solntse pustyni (1970): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Белое солнце пустыни» / «White Sun of the Desert» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 84 минуты.

Режиссёр Владимир Мотыль.

Авторы сценария Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков, Марк Захаров.

Композитор Исаак Шварц.

Оператор Эдуард Розовский.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, комедия, драма, мелодрама, военный фильм, вестерн

Краткое содержание
Фёдор Иванович Сухов (Анатолий Кузнецов), демобилизованный красноармеец Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, путешествует по пустыне, направляясь домой. Он спасает от верной смерти местного жителя Саида (Спартак Мишулин), закопанного в песок по самую голову бандитом по имени Джавдет. Однако настоящие приключения начинаются, когда Сухов встречает отряд красного командира Рахимова (Муса Дудаев), преследующего жестокого разбойника Абдуллу (Кахи Кавсадзе, озв. Михаил Волков) с его людьми. Командир просит Фёдора Ивановича, как сознательного бойца, взять под опеку брошенных жён Абдуллы, выделив в помощники молодого красноармейца Петруху (Николай Годовиков).

Также в ролях: Павел Луспекаев (Павел Артемьевич Верещагин), Раиса Куркина (Настасья), Татьяна Федотова (Гюльчатай), Надежда Румянцева (Гюльчатай, озв.), Муса Дудаев (красный командир Рахимов), Николай Бадьев (Лебедев), Владимир Кадочников (подпоручик Семён), Игорь Милонов (Аристарх), Галина Лучай (Катерина Матвеевна).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.08.2020

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Белое солнце пустыни / Beloe solntse pustyni (1970): кадр из фильма
Дело тонкое…

Каноны историко-революционного фильма, заложенные ещё в эпоху «великого немого», пожалуй, лишь во второй половине 1960-х получили свежее, порой – совершенно неожиданное звучание. Причин тому было несколько: от влияния открытий так называемой «пластической школы»1 до пересмотра самого отношения к участникам белого движения, которым, пусть оставшимся идеологическими противниками, совершившим трагическую ошибку, всё же не было отказано в благонамеренности и искренности патриотических чувств. «Белое солнце пустыни» в данном отношении особенно показательно, познакомив с интересной трактовкой тематики непримиримых столкновений «старого и нового» в период становления Советской власти. Кинематографисты не ограничиваются воссозданием реалий борьбы с басмачами как таковой, обратившись, по сути, к заключительной стадии ликвидации вооружённых националистов-контрреволюционеров, когда остатки местных феодалов, баев, мулл и прочие несознательные элементы объединились под флагом откровенного разбойника Абдуллы. По сути, у них больше и нет иного выбора, кроме как, награбив ценностей, отчалить на гружёном баркасе за границу. Вместе с тем старую, дооктябрьскую, имперскую Россию представляют не только гротескные фигуры вроде трусливого и заносчивого подпоручика, оправдывающегося: «Да гранаты у него не той системы». Её лучшую часть олицетворяет благородный, с широкой душой царский таможенник Верещагин, который, даже погибая, мстя за убийство Петрухи, вовсе не кажется недальновидным «обломком империи», уверяя: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно». Это тем более справедливо, что на висящих на стене фотографиях он запечатлён – с супругой в одеяниях медсестры – в военном мундире (по-видимому, времён Первой мировой войны). Павел Луспекаев, лично исполнивший и шикарную песню на слова Булата Окуджавы «Ваше благородие, госпожа удача», снимался в тяжёлом физическом состоянии, с ампутированными ступнями обеих ног (!), дав режиссёру согласие лишь при условии, что обойдётся без дублёров. Сила духа, достойная восхищения!

Белое солнце пустыни / Beloe solntse pustyni (1970): кадр из фильма
Не уступит власть

Конечно, особое обаяние фильма, как и предыдущей, не менее талантливой постановки Владимира Мотыля2, составляет лёгкая ироничность интонации, которую лишь в отдельные, самые острые моменты (например, душераздирающих стенаний Настасьи, не сумевшей уберечь мужа) сменяет драматизм. При содействии тандема сценаристов, опытнейшего Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова, тогда только начинавшего свой творческий путь, режиссёр сознательно вторгается на территорию приключенческого кинематографа, смело и практически в открытую используя наиболее эффектные приёмы из арсенала вестерна. Чего только стоит кульминационная перестрелка, когда убежищем от Абдуллы служит… заброшенный нефтяной резервуар! Однако фактическое рождение уникального, отечественного поджанра – истерна или «красного вестерна» – всё-таки не было подчинено сугубо зрелищным задачам, хотя массовая публика оценила усилия авторов исключительно высоко: по итогам проката 1970-го аудитория составила 34,5 миллионов человек.

Белое солнце пустыни / Beloe solntse pustyni (1970): кадр из фильма
Тех, кто прав, не победить

Полуанекдотический случай о помощи двух красноармейцев гарему угнетённых женщин приобретает черты басни – занимательного и поучительного иносказания о столкновении, а главное, налаживающемся взаимодействии разных культур. Тонкая художественная игра заключается в осторожном, не лобовом столкновении миросозерцания приверженцев ислама с духом русского фольклора, воплощением которого невольно предстаёт товарищ Сухов: вспомним хотя бы контраст выжженных белым солнцем бескрайних пространств и лубочных картин русской деревни, возникающих в мечтах3 Фёдора. Получается почти по Владимиру Высоцкому: «вот какую притчу о Востоке рассказал мне старый аксакал. // Даже сказки здесь и те жестоки»… Базовая, сущностная разница между американским вестерном и советским истерном обусловлена, грубо говоря, самой историей – глубинным пониманием цивилизаторской миссии. Европейским колонистам было проще устроить геноцид «жестоких дикарей» (например, строптивых индейских племён), чем признать, что «Восток – дело тонкое». Признать, не покорившись чужим «примитивным» традициям, а оказав помощь (в том числе силой оружия) в установлении справедливого мироустройства, благо что соратники по высокому делу всегда найдутся – и это будут лучшие. После просмотра фильма как-то не остаётся вопроса, чем руководствовались среднеазиатские республики, получившие суверенитет, но дружно вошедшие в состав новообразованного СССР, а свидетельством особой признательности авторам служит факт присвоения Владимиру Мотылю в 1977-м звания Почётного гражданина города Душанбе, а в 97-м – Заслуженного деятеля искусств Таджикистана. Между прочим, в данном, самом важном аспекте приобретает неожиданную символичность обычай наших космонавтов, устраивающих сеанс всякий раз перед запуском ракеты с космодрома Байконур.

.

__________
1 – Термином обозначали эстетические поиски мастеров из разных союзных республик: от Литвы до Грузии и Узбекистана.
2 – Хотя к теме несущей свободу революции он обратился ещё в дебюте «Дети Памира» /1963/.
3 – Любопытно, что тексты задушевных писем любезной Катерине Матвеевне сочинил Марк Захаров, в будущем признанный режиссёр.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter