Девушка из воды / Lady in the Water (2005)

Девушка из воды / Lady in the Water (2005): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Дама в воде» / «Леди в воде» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 110 минут.

Режиссёр М. Найт Шьямалан.

Автор сценария М. Найт Шьямалан.

Композитор Джеймс Ньютон Ховард.

Оператор Кристофер Дойл.

Жанр: драма, кинофантазия, детектив, триллер

Краткое содержание
Кливленд Хип (Пол Джаматти), занимающий должность смотрителя в многоквартирном жилом комплексе, обнаруживает однажды вечером в бассейне прекрасную девушку, назвавшуюся Стори (Брайс Даллас Ховард). Мужчина склонен верить словам незнакомки, рассказавшей, что является обитательницей таинственного Лазурного мира и что её жизни угрожает опасность. Кливленд думает, как помочь нимфе…

Также в ролях: М. Найт Шьямалан (Вик Ран), Сарита Чудхури (Анна Ран), Синди Чонг (Чхве Ён Сун), Боб Балабан (Гарри Фарбер), Джеффри Райт (мистер Дьюри), Ноа Грэй-Кэйби (Джоуи Дьюри), Фредди Родригес (Регги), Билл Ирвин (мистер Лидз), Мэри Бет Хёрт (миссис Белл), Джаред Харрис (курильщик).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.07.2023

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Девушка из воды / Lady in the Water (2005): кадр из фильма
Что тут придумаешь?..

Когда у художника появляется армия преданных поклонников, это, конечно, приятно и обещает массу возможностей, но с другой стороны – таит серьёзные опасности. Бывает, что публика, с нетерпением ждущая появления очередного детища кумира, готова заранее объявить любое его произведение шедевром. И всё же гораздо чаще случается, что сам творец оказывается подвержен – в той или иной степени – мании величия, полагая, что волен делать что угодно: «Пипл схавает», если вспомнить самодовольное и грубое, но по-своему меткое высказывание Богдана Титомира, по которому музыкант лучше всего и запомнился. В данном отношении не являются исключением и кинематографисты, а в первую очередь режиссёры, чаще как раз поддающиеся иллюзии, что теперь-то, после признания, можно снимать как (главное же – что) Бог на душу положит. Думается, нечто подобное произошло с Робертом Родригесом, не встретившим понимания «Приключениями Шаркбоя и Лавы» /2005/, созданными на основе фантазий семилетнего сына. Не застрахован от схожей неудачи оказался и М. Найт Шьямалан, уж точно заслуживший непререкаемый авторитет не только у зрителей и, соответственно, у продюсеров, но и у кинокритиков1, поскольку в равной степени заинтересовывал необычными и глубокомысленными работами как широкую публику, так и эстетов. Параллель с Родригесом обусловлена ещё и тем, что замысел «Девушки из воды» (странно, но дословный перевод, «Дама в воде», менее точен) родился при схожих обстоятельствах. Фильм, собственно, начинается с изложения той самой, сочинённой Шьямаланом для собственных детей сказки на ночь, иллюстрируемой образами, стилизованными не то под наскальные рисунки, не то под картинки, набросанные неумелой ребяческой рукой. Так о чем же речь?

Девушка из воды / Lady in the Water (2005): кадр из фильма
Возвращается в воду

Давным-давно люди были связаны тесными узами с обитателями подводного царства, одаривавшими вдохновением, предсказывавшими будущее, однако постепенно желание владеть всем на свете уводило их всё дальше от воды, вынуждало затевать разрушительные войны. Но теперь жители Лазурного мира вернулись – и снова пытаются связаться с нами, рискуя жизнями лучших своих детей… Пожалуй, обойти молчанием предысторию, которую зрители наверняка примут за легенду восточного народа (а многие – и вспомнят по ассоциации подлинные мифы), было бы неправильно. Иначе высокий пафос дальнейшего повествования покажется чуждым и неоправданным. Первый игровой кадр ещё способен заинтриговать: Кливленд Хип под визги жильцов подведомственного дома убивает вредителя, непонятно какого конкретно, но, судя по истерическим реакциям жильцов, мерзкого и опасного. Увлекательна и завязка с появлением загадочной незнакомки из воды, невесть как очутившейся в бассейне, где едва не погибла от ран, нанесённых таинственным хищником, и назвавшейся Стори, что означает по-английски ‘рассказ’, ‘история’, ‘изложение’, ‘повесть’ и даже ‘сказка’. К сожалению, дальнейшее развитие событий вкупе с ординарной и весьма предсказуемой (не в пример прежним достижением Шьямалана) развязкой оставляют, скорее, в недоумении: а суть-то – в чём?

Девушка из воды / Lady in the Water (2005): кадр из фильма
Нуждается в помощи

Режиссёр, безусловно, вновь продемонстрировал умение необыкновенно тонко чувствовать атмосферу, которая перестаёт восприниматься как фон, превращаясь в полноценное действующее лицо. Новый для него оператор, австралиец Кристофер Дойл, прославившийся сотрудничеством с Вонгом Карваем и Чжаном Имоу, сумел очень неплохо уловить эту особенность мастера, возникающее в лентах которого напряжение всё же не сродни хичкоковскому саспенсу, поскольку завязано на морально-этическую и чуть ли не метафизическую окраску. Так было и в «Шестом чувстве» /1999/, и в «Знаках» /2002/ – разница лишь в том, что тогда основание для подспудного беспокойства в итоге становилось ясно как день, заставляя отнестись к страданиям персонажей с сопереживанием и уважением. А вот из «Девушки из воды», несмотря на заявленную душевную травму Хипа, запоминаются, боюсь, лишь поползновения создать современную притчу, не получившие должного художественного подкрепления.

Девушка из воды / Lady in the Water (2005): кадр из фильма
Девушка-загадка

Невзирая на фантастичность действия и индийское происхождение, автор приходит примерно к тем же выводам, что и итальянец Фрэнк Капра, справедливо считающийся «самым американским» из голливудских мэтров по той причине, что как никто воспел жизнетворный дух коллективизма в его заокеанском варианте. Только на заре XXI века это выглядит наивно и старомодно, а мысль о предназначении, существующем буквально для каждого индивида (от виртуоза в разгадывании кроссвордов до любителей пустопорожних разговоров), звучит недостаточно убедительно. Наконец, присутствие режиссёра в образе писателя Вика Рана, чьё сочинение под названием «Поваренная книга» вдохновит будущего президента – великого оратора со Среднего Запада, просто не может не спровоцировать обвинение в нескромности… И ведь что самое странное – М. Найт Шьямалан подошёл к реализации замысла, без сомнения, основательно, и потому наверняка остался разочарован прохладным приёмом картины в национальном прокате ($72,8 млн. общих кассовых сборов). О том же косвенно свидетельствуют и мучительный поиск исполнителей, и уход из-за творческих разногласий от продюсеров Buena Vista, поддержавших почти все предыдущие его проекты, к конкурентам из  Warner Bros. Pictures, не побоявшимся вложить $70 млн. в камерный (пусть и потребовавший возведения внушительных декораций) фильм с блеклыми визуальными эффектами… Претенциозность «Девушки из воды» становится ещё очевиднее в сопоставлении с замечательной кинофантазией «Всплеск» /1984/, где в обличии современной русалки блеснула Дэрил Ханна. И ведь автор не мог не помнить про этот фильм, раз уж на роль Нарф по имени Стори утвердил Брайс Даллас Ховард – дочь Рона!

.

__________
1 – Правда, выведенных с нескрываемым, уничижительным сарказмом в лице заезжего Гарри Фарбера, одарившего неумными советами; прототипом послужил именитый Эмануэль (Мэнни) Фарбер.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+