Гоголь. Начало / Gogol. Nachalo (2017)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Гоголь. Начало» / «Gogol. The Beginning» (международное англоязычное название).
Россия.
Продолжительность 100 минут.
Режиссёр Егор Баранов.
Авторы сценария Наталья Меркулова, Алексей Чупов, Ким Белов, Филипп Коняшов, Тихон Корнев, Алексей Караулов (без указания в титрах) по идее Александра Цекало.
Композитор Ryan Otter.
Оператор Сергей Трофимов.
Жанр: приключенческий фильм, криминальный фильм, фильм ужасов, детектив, триллер
Краткое содержание
1829-й год. Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров), служащий судебным писарем в Третьем отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии в Санкт-Петербурге, обладает уникальным даром: в являющихся ему видениях содержатся подсказки, позволяющие установить виновников преступлений. Оценив способности молодого человека, мечтающего стать писателем, следователь Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков) назначает господина Гоголя своим помощником, тем более что направляется в родные для Николая Васильевича места: в селе Диканька совершена серия зверских убийств.
Также в ролях: Евгений Стычкин (глава полицейского управления Александр Христофорович Бинх), Таисия Вилкова (Елизавета (Лиза) Данишевская), Артём Ткаченко (Алексей Данишевский), Юлия Франц (дочь мельника Оксана), Евгений Сытый (слуга Гоголя Яким), Ян Цапник (доктор-патологоанатом Леопольд Леопольдович Бомгарт), Сергей Бадюк (кузнец Вакула), Марта Тимофеева (дочь кузнеца Вакулы Василина), Валерий Рыбин (Тёмный Всадник), Ксения Разина (Ульяна), Светлана Киреева (Христина), Валерий Скляров (кучер Никифор), Артём Сучков писарь Тесак), Евгений Капитонов (отец Варфоломей), Павел Деревянко (Александр Сергеевич Пушкин), Кирилл Полухин (Басаврюк), Дмитрий Быковский-Ромашов (Солопий Черевик), Аскар Нигамедзянов (Михаил Юрьевич Лермонтов), Анвар Либабов (безносый), Юлия Марченко (мать Гоголя), Андрей Астраханцев (отец Гоголя), Геннадий Смирнов (Манилов), Виталий Коваленко (следователь Ковлейский), Беата Маковская (Хавронья).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.02.2019
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Удалой разбойник, промышляющий в лесах Малороссии, привозит соучастникам в злодействах голую дивчину с мешком на голове, перекинутую через седло, предлагая хлопцам покуражиться. Однако вскоре появляется инфернальный Тёмный Всадник, методично разделывающийся с самодовольными лиходеями, а судьбе похищенной – и вовсе не позавидуешь… Подобный пролог мог бы если и не шокировать, то во всяком случае – показаться чересчур смелым для кинопроизведения, тревожащего тень нашего великого соотечественника. К тому же, пикантными, явно рассчитанными на эпатаж кадрами (например, торговец в книжном магазине, скучая, рассматривает порнографические фотокарточки1) нас радуют и позже. Тем не менее подобные «мелочи» не портят общего впечатления от любопытного замысла. Гоголь оказался, конечно, не первым в мировом кинематографе писателем (в указанной связи достаточно вспомнить братьев Якоба и Вильгельма Гримм и Эдгара Аллана По), которому пришлось не просто распутывать особо тяжкие преступления, а схлестнуться с силами мистической природы. Однако классиков русской литературы чаша сия прежде, кажется, миновала…
Жаль, конечно, что команда кинодраматургов не удосужилась скрупулёзнее поработать над речью персонажей, пусть не насытив её репликами действующих лиц знаменитых рассказов из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» (это было бы высшим пилотажем!), но хотя бы – приблизив к разговорным нормам XIX века. Да и Олег Меньшиков совершенно не напрягается, прививая следователю с двусмысленно звучащей фамилией (термином «гуро», или «эрогуро», позаимствованным из японского языка, обозначают весьма специфический культурный феномен) хорошо знакомые черты Эраста Фандорина – «статского советника», также охранявшего безопасность Российской империи. Тем не менее с того момента, как высокие столичные гости прибывают в Диканьку, вызывая определённое недовольство у главы местного полицейского управления, интрига набирает силу – и уже не отпускает вплоть до развязки. Вернее, до той многозначительной паузы, на которой обрывается повествование, оставив зрителей в неведении относительно личности душегуба. И даже явление Якова Петровича, считавшегося погибшим в схватке с нечистью, служит слабым утешением…
Подзаголовок «Начало», конечно, не следует понимать в том смысле, что наши кинематографисты делают первые шаги в современном постмодернистском искусстве. Вместе с тем искренне радует, что отечественные режиссёры (как Егор Баранов, чьи профессионализм и мастерство неуклонно росли от постановки к постановке) всё увереннее ориентируются в запросах массового зрителя. Да ещё и демонстрируют способность создавать впечатляющие зрелища при сравнительно низких затратах!.. Правда, в данном случае заявленные 29 млн. рублей на серию удалось обеспечить благодаря удачно найденному формату, дающему возможность получать доход не только с кинопроката (кассовые сборы в размере 444,5 млн. рублей уже многократно окупили затраты), но и благодаря телевидению. В первом фильме, разбитом на две главы («Убийства в Диканьке» и «Красная свитка»), Николай Васильевич в силу, так сказать, служебных обязанностей принимается с усердием изучать нравы, поверья, страхи селян и одновременно – осознаёт, что надо готовиться взглянуть в лицо собственной судьбе. Зритель понимает, чему он обязан своим уникальным литературным талантом, позволившим блестяще описать обычаи и традиции (передать мировоззрение!) родного народа – и даже больше. Неровён час, выяснится, что невероятные события упомянутых рассказов, воспринимавшиеся плодом богатой фантазии, произошли на самом деле. Впрочем, это уже постепенно выясняется!
.
__________
1 – Надо полагать, здесь содержится отсылка (не слишком уместная) к персоне садиста-надсмотрщика Перси в «Зелёной миле» /1999/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий