Идентификация Борна / The Bourne Identity (2002)

Идентификация Борна / The Bourne Identity (2002): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Тайна личности Борна» (вариант перевода), «Идентификация Борна» / «Die Bourne Identität» (ФРГ), «Агент без прошлого» / «Agent bez minulosti» (Чехия).

США, ФРГ, Чехия.
Продолжительность 119 минут.

Режиссёр Дуг Лайман.
Авторы сценария Тони Джилрой, У. Блейк Херрон по роману Роберта Ладлэма.

Композитор Джон Пауэлл.
Оператор Оливер Вуд.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, триллер

Краткое содержание
Итальянские рыбаки обнаруживают в водах Средиземного моря, близ Марселя, человека (Мэтт Дэймон), которого экстренно поднимают на борт. Когда он приходит в себя, выясняется, что ничего не помнит. Единственной зацепкой является миниатюрный лазерный проектор, извлечённый корабельным доктором из-под кожи спасённого…

Также в ролях: Франка Потенте (Мари), Крис Купер (Конклин), Клайв Оуэн («Профессор»), Брайан Кокс (Уорд Эбботт), Адевале Акиннуйе-Агбадже (Вомбози), Гэбриэл Манн (Цорн).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.02.2013

 Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Идентификация Борна / The Bourne Identity (2002): кадр из фильма
Ликвидатор идёт по пятам

Роберт Ладлэм, к сожалению, не дожил (примерно год и три месяца) до премьеры фильма, оказавшегося самой популярной экранизацией его прозы – и послужившего началом кинематографического цикла, интерес к которому не ослабел даже после того, как проект покинул ведущий актёр. Отвёдший себе обязанности исполнительного продюсера, писатель не стал возражать против указаний Дага Лаймана, настаивавшего, чтобы сценарист Тони Джилрой1 не читал одноимённый роман, опубликованный в 1980-м году, а руководствовался исключительно его, режиссёра, наставлениями. Это, конечно, не спасло зрителей, имевших удовольствие видеть более раннюю, телевизионную адаптацию книги, от неизбежно возникающего во время сеанса (особенно в первой части повествования!) ощущения дежа вю, но позволило кинематографистам выдержать собственную интерпретацию экранных перипетий. При таком подходе логично, что события «сиквелов» будут иметь к литературному первоисточнику весьма опосредованное отношение…

Идентификация Борна / The Bourne Identity (2002): кадр из фильма
Джейсон и Мари

«Идентификация Борна», безусловно, противостоит генеральной линии шпионских боевиков, триллеров и детективов, нашедшей ярчайшее выражение в «бондиане». Мало ли что – такие же инициалы!.. Джейсон, получивший фамилию в честь проповедника Анселя Борна, вошедшего в историю медицины благодаря первому официально поставленному диагнозу «диссоциативная фуга», даже восстановив в общих чертах своё прошлое, и не помышляет о возвращении под эгиду родной разведки – к пусть опасному, зато насыщенному приключениями и вообще предполагающему весёлое времяпровождение существованию. Собственно, сходство ограничивается владением замысловатыми боевыми приёмами2, невесть откуда берущимися (так сказать, въевшимися в кровь) навыками оперативно-розыскной деятельности и, наоборот, ухода от преследования противником. Лайман извлекает максимальный драматизм из ситуации, когда человек, ничего о себе не помнящий, вынужден лихорадочно спасать жизнь – и может доверять лишь случайной знакомой, которой, кроме того, опасается ненароком навредить. Подчёркивая, скажем мягко, непростое психологическое состояние Борна, режиссёр прибегает к специфическому (на грани годаровского «рваного») монтажу, сведя до минимума – в среднем около четырёх секунд – длительность планов. Но куда ценнее, на мой взгляд, стремление авторов добиться философского осмысления событий. Бывший убийца экстра-класса, чудом уцелевший после встречи с таким же грозным коллегой, внезапно узнаёт о себе нелицеприятную правду – но отказывается возвращаться к привычной «грязной» работе. Человек не есть совокупность поступков, совершённых в прошлом, а – тот, кем ощущает себя и, соответственно, является здесь и сейчас, даже если ему придётся (уже в новом качестве, практически переродившимся) долго и мучительно искупать забытые грехи. Вот в чём кроется тайна личности!

.

__________
1 – У. Блейк Херрон подключился к работе значительно позже.
2 – Мэтт Дэймон прошёл интенсивную подготовку у Джеффа Мады, эксперта по филиппинскому кали и Джит Кун-До.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Первая экранизация:
Тайна личности Борна / The Bourne Identity (1988)
Продолжения:
Превосходство Борна / The Bourne Supremacy (2004)
Ультиматум Борна / The Bourne Ultimatum (2007)
Эволюция Борна / The Bourne Legacy (2012)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+