Мрачные тени / Dark Shadows (2012)
Полнометражный фильм.
США, Австралия.
Продолжительность 113 минут.
Режиссёр Тим Бёртон.
Автор сценария Сет Грэм-Смит по сюжету Джона Огаста и Сета Грэма-Смита и на основе телесериала Дэна Кертиса.
Композитор Дэнни Эльфман.
Оператор Брюно Дельбоннель.
Жанр: комедия, фильм ужасов
Краткое содержание
Барнабас Коллинз (Джонни Депп), семья которого в 1760-м году приплыла из английского Ливерпуля в округ Мэн, где основала рыбацкий город Коллинспорт, влюбляется в Жозетту дю Прес (Белла Хиткот). К несчастью, служанка Анжелика Брушар (Ева Грин), чьё сердце молодой ловелас разбил, оказывается ведьмой. Она проклинает род Коллинзов, подстраивает смерть отца (Айван Кэй) и матери (Сюзанна Каппелларо) Барнабаса и околдовывает Жозетту, заставив бедную девушку спрыгнуть с утёса. А самого возлюбленного превращает в вампира, которого местные жители зарывают в землю в гробу, обмотанном цепями. Лишь по счастливой случайности спустя почти два века, в 1972-м, могилу извлекают на свет рабочие. Очутившись на свободе, Коллинз первым делом направляется в поместье Коллинвуд с твёрдым намерением вновь стать полноценным членом семьи.
Также в ролях: Мишель Пфайффер (Элизабет Коллинз Стоддарт), Джеки Эрл Хейли (Вилли Лумис), Хлоя Грейс Морец (Кэролин Стоддард), Джонни Ли Миллер (Роджер Коллинз), Белла Хиткот (также в роли Виктория Винтерс), Хелена Бонем Картер (доктор Джулия Хоффман), Гулливер МакГрат (Дэвид Коллинз), Кристофер Ли (Билл Маллой), Элис Купер (Элис Купер), Рэй Ширли (миссис Джонсон), в эпизодах Джонатан Фрид (гость), Кэтрин Ли Скотт (гостья), Лара Паркер (гостья), Дэвид Селби (гость), Рик Бейкер (декоратор поместья, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.01.2020
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Тим Бёртон возвращается к истокам – насколько подобное утверждение вообще справедливо для режиссёра, всегда по возможности придерживавшегося собственного видения и, несомненно, обладающего ярким, неповторимым стилем. Дело не только в том, что во время сеанса у зрителей неизбежно возникает ощущение дежавю и в воображении всплывают образы из «Битлджуса» /1988/, столь же мрачные, сколь и язвительные. Одарённый кинематографист словно приоткрывает завесу тайны над неисчерпаемым кладезем своего вдохновения, заново окунаясь в атмосферу любимого телевизионного шоу, на всю жизнь привившего ребёнку (вскоре после того, как сериал стартовал в эфире, Тиму исполнилось восемь лет) вкус к готике.
Разумеется, постановка такого масштаба, с производственным бюджетом $150 млн. (по другим данным – лишь $100 млн.) и мощной рекламной кампанией, изначально не могла предназначаться исключительно для одержимых фанатов-киноманов. Правда, специально для поклонников оригинальных «Мрачных теней» артисты Джонатан Фрид, Лара Паркер, Дэвид Селби и Кэтрин Ли Скотт отметились в «камео», мелькнув в толпе гостей на балу-вечеринке, устроенном в фамильном особняке. Бёртон и сценарист Сет Грэм-Смит1, равно как и актёр Джонни Депп, признававшийся в интервью, что давно мечтал исполнить роль Барнабаса – самого импозантного и загадочного героя цикла, справедливо рассудили, что рискуют заслужить упрёки в архаичности, если возьмутся буквально реконструировать первоисточник. В римейке подкупает остроумный замысел – грубо столкнуть тематику мистических триллеров, населённых вампирами, колдунами, призраками и прочими пугающими созданиями, с реалиями беззаботных времён «детей цветов». Вспомним, как Коллинз, войдя в доверие к этим милым патлатым юнцам у костра, вынужден их огорчить, поскольку не в силах одолеть жажду крови людской – не водицы, а знойным любовным игрищам Барнабаса и Анжелики наверняка позавидовали бы и самые рьяные поборники «сексуальной революции». Но тоньше всего наложение кричаще разных (несовместимых принципиально?!) миросозерцаний выражено, пожалуй, в отличном подборе популярных композиций – от шлягеров The Carpenters и Black Sabbath до музыкальной темы «блэксплуататорского» боевика «Суперфлай», демонстрируемого в местном кинотеатре. Вот и кульминация не обходится без присутствия легендарного Элиса Купера, чьи притязания на привнесение в рок-музыку эстетики страшного и ужасного оказались, прямо скажем, не поняты куртуазным упырём.
Так что же, «Мрачные тени» выродились и не способны напугать даже детскую аудиторию, приученную Скуби-ду со товарищи2 смеяться над паранормальными феноменами? Но чувство меры Бёртона и Грэма-Смита не позволило им скатиться до заурядной пародии, сотворив полноценное постмодернистское произведение, где юмор не исключает мелодраматической интонации, страх – погружения в проблемы типичной dysfunctional family, если воспользоваться термином, которым американские психоаналитики обозначают неблагополучные семьи. Оказывается, бунтарские наклонности юной Кэролин объясняются просто: девочка является оборотнем – и нечего по этому поводу закатывать истерики! Даже противоборство бессмертных сверхъестественных существ обретает форму типично капиталистической войны конкурирующих фирм. Забавно и изящно! Несмотря на всё-таки менее восторженный, чем рассчитывали авторы (кассовые сборы составили в мировом прокате $245,5 млн.), приём картины публикой, мастер продолжит «ностальгическую» линию, следом выпустив полнометражную анимационную версию ранней короткометражки «Франкенвини» /1984/.
.
__________
1 – Дебютант в кинематографе, он в силу возраста мог смотреть только повторные выпуски, а был приглашён – благодаря своему литературному творчеству.
2 – Увидев мультсериал, Барнабас не выдерживает и выдаёт сентенцию в том духе, что никогда не видел пьесы глупее.
Прим.: рецензия впервые опубликована на World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий