Небесные создания / Heavenly Creatures / Himmlische Kreaturen (1994)

«Божественные создания» // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 27. – С. 128-129.

ФЕСТИВАЛИ

В течение десяти лет центром фантастического кинематографа во Франции был Авориаз – небольшой город в Альпах, фешенебельный горнолыжный курорт, где каждую зиму проводился фестиваль фильмов ужасов и научной фантастики. Авориазский фестиваль был популярен (хотя бы потому, что был единственным в своем роде во Франции) и ежегодно принимал всех знаменитостей жанра – от Кристофера Ли до Стивена Спилберга. Каждую зиму в Авориазе высаживался «звездный» десант вместе со всеми знаменитыми журналистами и кинокритиками Франции. Проблему обеспечения фестиваля «звездами» организаторы разрешали нехитрым маневром: действительно, кто же откажется посетить роскошный горный курорт, да еще в разгар сезона?

Два года назад Авориазский фестиваль закрылся. Что произошло между организаторами фестиваля и городским руководством, какая туманная история привела к расколу столь удачного союза (ведь экономика города благодаря «звездам» и кино-ужасам цвела пышным цветом) – все это остается загадкой. Фестиваль переехал не только в другой город, но и в другой горный массив, и по сей день его организаторы как-то болезненно реагируют на слово «Авориаз».

Вогезы – горы невысокие, Жерармер, где два года назад обосновался фестиваль «Фантастика» – город небольшой (9.000 чел. населения) и гордится своим знаменитым озером. Жерармер находится на северо-востоке Франции, в регионе Лотарингия, созданном в годы французской революции, после многих десятилетий кровавой вражды за престол герцогства Лотарингского, бывшего одно время «свободным и нейтральным государством» (статус, который Генрих II вырвал у Карла V, захватив восточные епископства Священной Римской Империи).

В Жерармере имеется горнолыжная станция. Но вот уже несколько лет зимы во Франции стоят теплые, снег в низких Вогезах не держится, не помогают даже «снежные пушки» (выстреливающие искусственный снег) – туристов зимой все меньше и меньше. Предложение о проведении фестиваля мэрия встретила с большим энтузиазмом: фестиваль – это внимание прессы. приток публики, дополнительный финансовый источник для строительства новых гостиниц или переделки старых – обстановка некоторых местных отелей, должно быть, не обновлялась годов этак с 60-х…

Но, говоря серьезно, программа фестиваля Фантастика-2 составлена была удачно, в конкурсной программе были показаны интересные работы, а вне конкурса – долгожданные премьеры: именно в рамках фестиваля в Жерармере впервые на европейских экранах были показаны и нашумевший в США фильм «Звездные врата», и вне конкурса новая картина Джона Карпентера (мэтра фантастического жанра и председателя жюри конкурсной программы) «В пасти безумия», и последний опус Тоуба Хупера «Пожиратель», и, наконец, последний фильм знаменитого сериала «Звездный путь: следующие поколения».

Названия этих фильмов (плюс новый эпизод – седьмой по счету – цикла о Фредди Крюгере «Новый кошмар Уэса Крейвена») упомянул Лионель Шушан, организатор фестиваля Фантастика, говоря на церемонии закрытия об «обновлении фантастического жанра». По его мнению, сейчас просто глупо говорить о каком-то кризисе в фантастическом кинематографе: «Действительно, был период, когда кинематограф научной фантастики и фильмов ужасов топтался на месте, но сейчас – все это позади; сейчас этот жанр обновляется и вновь начинает развиваться». Это мнение разделяет и Джон Карпентер, хотя он и не проявляет особого восторга по поводу последних голливудских суперпродукций – «эти фильмы не приносят ничего нового», – говорит режиссер. «Цикл 70-х – 80-х годов, отмеченный такими фильмами, как «Хэллоуин» и «Кошмар на улице Вязов», закончился, – считает Карпентер, – но сейчас рождается новое поколение фильмов фантастического кинематографа, которое разрушает старые стереотипы и создает новый жанр – постмодернистскую фантастику». Примеры этого нового жанра – последний фильм самого Карпентера и «Новый кошмар Уэса Крейвена» («Фредди-7»). Существует такой новый жанр или нет?.. Но если да, то главным его апологетом был бы, безусловно, Питер Джексон, молодой новозеландский режиссер, снявший четыре фильма. Дерзкий талант этого режиссера позволяет ему работать в самом широком спектре: от фантастики до фантазии, от кровавых фильмов ужасов (где уж если льется кровь, то обязательно рекой) до романтической комедии, он может делать и форменный кич, и пускаться в тончайшие психологические исследования нюансов настроения его героев… Неудивительно, что жюри фестиваля Фантастика-2 решило присудить главный приз его последней ленте «Божественные создания».

«Божественные создания»

(Heavenly Creatures), Новая Зеландия, 1994, 96 мин. Режиссер: Питер Джексон. Сценарий: Фрэнсис Уолш и Питер Джэксон. Спецэффекты: Ричард Тэйлор. Музыка: Питер Дазент. В ролях: Мелани Лински (Полина Паркер), Кэйт Уинслет (Джульет Хьюлм), Сара Пирс, Дайана Кент, Клайв Меррисон, Саймон О’Коннор.

На афише этого фильма значится подзаголовок: подлинная история преступления, которое потрясло всю страну. Сценарий фильма основывается на подлинных фактах и истории дружбы реально существовавших девушек, имена которых не сход или с первых полос всех новозеландских газет начала пятидесятых.

1952 год Полина Паркер (Мелани Лински) – толстая, внешне не особенно привлекательная девочка учится в лицее провинциального новозеландского городка Крайстчерч. Ее отец – владелец рыбного магазина – и мать-домохозяйка – обыкновенная провинциальная пара, они сдают комнаты студентам местного колледжа. Жизнь Полины — унылые серые будки, на уроках она развлекается рисованием лошадей с развевающимися гривами… Девочка по-своему не глупа, но ей просто скучно. И вот однажды в классе появляется новая ученица – Джульет Хьюлм. Симпатичная (почти красавица!), блестяще образованная, острая на язык. Джульет происходит из состоятельной семьи и облапает всеми качествами, недостающими Полине. Противоположности, как известно, сходятся, и очень быстро девушки становятся неразлучны. Рождество в семье Паркеров. Полина получает в подарок дневник и начинает вести ежедневные записки, их героиня – ее новая подруга Джульет, которая также записывает собственные придуманные истории. Девушки решают стать писательницами. Их необузданное воображение создает сказочный «Четвертый мир», с мифическим средневековым королевством, населенным рыцарями и принцессами. Полина и Джульет становятся персонажами своего романа, называют друг друга именами вымышленных прекрасных принцесс, всецело погружаются в мечту, в свой внутренний мир, все больше и больше удаляясь от повседневной жизни. Внезапно у Джульет открывается туберкулезный процесс. Полина старается навещать ее как

128

можно чаще, и приходит в больницу вместе со своей матерью. Во время этих визитов мать Полины впервые отдает себе отчет в том, сколь интенсивно ее дочь переживает дружбу с Джульет; не понимая природу этих отношений, она начинает волноваться. Беспокоятся и родители Джульет, они советуют родителям Полины обратиться к врачу. Что же происходит с девочкой? В сцене приема у врача на экране появляется крупным планом жирный рот этого психолога или сексолога, и звучит приговор: «Homosexuality!» И, конечно же. родители в ужасе – какая трагедия! – и пытаются разъединить подруг. Джулию собираются отправить в Южную Африку, но Полина решает – они должны ехать вместе. Мать Полины непреклонна: она не позволит пятнадцатилетней дочери уйти из дома. Мать становится, таким образом, главным препятствием их дружбе. Девушки находят собственное решение создавшейся ситуации, угрожающей катастрофой всему их внутреннему миру. Это решение и приводит к финальной трагедии…

Питер Джексон, родившийся в 1961 году во время Хэллоуина, с детства интересовался кино, снял фильмы ужасов «Дурной вкус» (1988) и «Мертвая голова» (1992).

129

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+