Неуязвимый / Unbreakable (2000)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Необыкновенный человек» / «No Ordinary Man» (рабочее название), «Неозаглавленный проект М. Найта Шьямэлона» / «Untitled M. Night Shyamalan Project» (рабочее название).
США.
Продолжительность 106 минут.
Режиссёр М. Найт Шьямалан.
Автор сценария М. Найт Шьямалан.
Композитор Джеймс Ньютон Ховард.
Оператор Эдуардо Серра.
Жанр: драма, детектив, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Дэвид Данн (Брюс Уиллис) оказывается единственным, кто уцелел в крушении поезда, на котором возвращался из Нью-Йорка в Филадельфию. Железнодорожная авария унесла 131 жизнь. Спустя некоторое время с ним связывается некто Элайджа Прайс (Сэмюэл Л. Джексон). Этот владелец магазина по продаже редких комиксов озвучивает необычную теорию. Элайджа считает, что, раз на свете есть такие личности, как он, страдающий редким генетическим нарушением (несовершенным остеогенезом), должны существовать и люди с противоположными — по сути, сверхчеловеческими — качествами. Быть может, именно Данн принадлежит к их числу, не ведая о том?
Также в ролях: Робин Райт (Одри Данн), Спенсер Трит Кларк (Джозеф Данн), Шэрлейн Вудард (мать Элайджи), Имонн Уокер (доктор Мэтисон), Лесли Стефансон (Келли), Джонни Хирэм Джеймисон (Элайджа в 13 лет), Микаэлиа Кэрролл (няня), Бостин Кристофер (продавец магазина комиксов), Элизабет Лоуренс (школьная медсестра), Дэвис Даффилд (Дэвид в 20 лет), Лора Риган (Одри Инверсо в 20 лет), Джеймс Хэнди (священник), М. Найт Шьямалан (посетитель стадиона, подозреваемый в торговле наркотиками).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.06.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В том, что фильм увидел свет в конце (в ноябре, а премьеры в некоторых странах состоялись и того позже) 2000-го – последнего в XX веке и втором тысячелетии от Рождества Христова года, усматривается особая символичность. М. Найт Шьямалан, писавший сценарий по собственной инициативе, не получив предварительного заказа от какой-нибудь киностудии, легко нашёл понимание у Брюса Уиллиса (думаю, не только по причине триумфа предыдущей совместной работы) и Сэмюэла Л. Джексона, которых сразу «видел» в главных ролях. И в качестве продюсера, а точнее, одного из продюсеров, сумевших обеспечить солидный производственный бюджет ($70-75 млн.), он определённо не прогадал1. Но здесь гораздо интереснее другое. Режиссёр, демонстративно отведший себе скромную партию посетителя стадиона, всячески старающегося не обнаружить волнение в тот момент, когда охранник выказывает намерение провести досмотр на предмет наличия наркотиков, вновь обратился к ключевой проблеме современности. В каком-то смысле – к ключевой философской проблеме.
Подобная постановка вопроса может показаться странной разве что тому, кто недостаточно проникся культурой Запада, всё настойчивее претендующей в эпоху глобализации на тотальное доминирование. Ещё Карл Маркс гениально заметил, что теория (в неточном, хотя и более распространённом, варианте – идея) становится материальной силой, как только она овладевает массами. И если учесть масштаб увлечения комиксами (в США, Европе, Японии и т.д.), на протяжении десятилетий приучавшими людей – поколение за поколением – к мысли о существовании разного рода супергероев, противостоящих суперзлодеям, уже не удивишься усиливающейся тенденции воспринимать в соответствующем ключе подлинный мир. Прайс, предельно серьёзно относящийся к своему призванию (вспомним, как решительно он выставляет из магазина-галереи посетителя, не уяснившего, что имеет дело с произведением высокого искусства), – первая ласточка. Элайджа не просто последовал примеру библейского тёзки (Илии-пророка), но дерзнул на большее, сознательно выбрав путь, многажды описанный в продукции издательств DC Comics и Marvel Comics. И что самое грустное – приходится признать, что энтузиаст добился поставленной цели, найдя подтверждение всё-таки неочевидной гипотезе на практике, пусть победа и досталась дорогой ценой.
Режиссёр довольствуется классической драматургической схемой (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), словно отсекая всё лишнее – сводя повествование к нескольким эпизодам, снятым с превалированием долгих планов. Это завораживает, особенно в тот момент, когда Дэвид Данн (кстати, совпадение первых букв имени и фамилии – давняя традиция комиксов), осознав в полной мере, какими способностями обладает, решает испытать себя на практике. Его внутреннему взору открывается масса неприглядного, хранимого в глубокой тайне, казалось бы, рядовыми, законопослушными согражданами, а пристальное внимание привлекает фигура ничем не примечательного на вид уборщика – насильника и маньяка-убийцы. Альфред Хичкок, у которого М. Найт Шьямалан скрупулёзно учился искусству нагнетания саспенса, остался бы доволен! Но эта новость для охранника (сиречь защитника слабых) – ничто в сравнении с финальным откровением. Дэвид уже никогда не станет прежним, узнав, скольких загубленных невинных душ стоило установление истины.
.
__________
1 – Общемировые кассовые сборы составили $248,1 млн., причём на национальный кинопрокат пришлось всего $95 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий