Никогда не говори «никогда» / Never Say Never Again / Sag niemals nie (1983)

Сильванович Олег. Ким Бэсинджер: актриса одной роли? // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 48-51.

КИМ БЭСИНДЖЕР: АКТРИСА ОДНОЙ РОЛИ?

Некогда режиссер Боб Фосс заметил по ее поводу, что «она одним своим взглядом способна превратить служащего Армии спасения в страстного любовника». Действительно, во всех своих ролях эта очаровательная платиновая блондинка с великолепной фигурой предстает искусительницей не менее обольстительных мужчин. Она может явиться в образе возлюбленной Джеймса Бонда («Никогда не говори никогда»), техасской кокетки, которая соблазняет главного героя фильма «Мужчина, который любил женщин», ослепительной роковой красотки, ведущей влюбленного в нее бейсболиста к гибели («Милостью божьей»). Она подобьет героя Сэма Шеппарда на двусмысленную кровосмесительную связь («Безумцы из-за любви»); сведет с ума Ричарда Гера и Джеффа Бриджеса в фильмах «Без жалости» и «Надин»; вынудит добропорядочного героя Брюса Уиллиса провести самую безумную и самую пьяную ночь его жизни («Свидание вслепую») и, наконец, спровоцирует безумный смех Джека Николсона в «Бэтмене»…

Эту светловолосую красотку сравнивают с кинозвездами тридцатых-сороковых годов, находя ее преемницей Кэроль Ломбэрд или Риты Хейуорт. И дело вовсе не в манере одеваться, блестящей внешности или имидже секс-идола США. Критики утверждают, что сходство прежде всего в профессионализме – в пластике, в эмоциональной наполненности, в умении создавать на экране полнокровные образы сильных духом и своевольных женщин. Известный американский кинорежиссер Роберт Олтман, работавший с Ким, оценил не только ее красоту, но актерское мастерство, поставив в один ряд с самой Мерил Стрип!

Кто же эта феноменальная женщина, возбуждающая истерию вожделения в сегодняшнем киномире США и Западной Европы?

Сегодняшняя кинозвезда первой величины – обычная женщина, которой, как и многим ее предшественницам, пришлось пройти «крутую» школу жизни. Она родилась 8 декабря 1953 года в городке Атенз в южном штате Джорджия. В одном из ин-

48

тервью она назвала себя «дитя Юга», подчеркнув, что это проявляется в ее пристрастии к определенному типу музыки, к своеобразной кухне, в любви к земле, в сумасбродстве и взбалмошности, легком дикарстве и любви к забавам. Семья Ким была очень религиозной – родители принадлежали к методистской церкви, но не были фанатиками: отец был джазовым музыкантом, а мать неудавшейся «пляжной кинокрасоткой».

Карьеру в шоу-бизнесе Ким начала с выигрыша на конкурсе песен в шестнадцать лет. Одна из членов жюри предложила ей испытать свои силы – стать манекенщицей.

В Нью-Йорк Ким отправилась с Библией, на титульной странице которой отец написал: «Твои сны исполнятся.

Тебя ведет Господь наш».

Библия была маленькой и легко умещалась за поясом, когда девушка отправлялась позировать для рекламных фотографий в агентстве манекенщиц Эйлин Форд. Ей удавалось выдерживать жесточайшую конкуренцию, параллельно посещать уроки актерской студии Стеллы Адлер, где дважды в неделю Ким выступала на сцене перед публикой. Трудно сейчас в это поверить, но Ким Бэсинджер упрекала и упрекает себя в робости, доходящей до отчаяния. Театральная студия помогла ей пройти мучительный путь преодоления своих страхов. Но главная опора Ким – упрямство и неимоверное честолюбие. В окно комнаты в своем первом нью-йоркском отеле она видела фронтон театра Зигфельда и клялась, что настанет день, когда на этом фронтоне будут висеть афиши с ее именем.

Через пять лет ей надоело восточное побережье, и вместе со своим приятелем Ким на джипе отправляется в Калифорнию – «обетованную землю» всех, кто болен кинематографом. Начинается эпоха негромких дебютов: сначала на телевидении – в фильмах «Дамские штучки», «Псы и коты»; позже она появляется даже в телесериале «Ангелочки Чарли». Но главная ее цель – большой экран.

Потребовалось четыре года усилий, прежде чем мечта приобрела реальные очертания. В 1980 году Ким снимается в фильме «Трудный край» рядом с двумя популярными актерами – Жан Майклом Винцентом и Майклом Парксом. Появились приглашения на маленькие роли в приключенческих фильмах: так ей довелось быть партнершей Джеймса Бонда – Шона Коннери в фильме, который стал для актера прощанием с ролью агента 007. Естественно, такие роли не могли тешить актерское тщеславие Ким. После фильма «Никогда не говори «никогда» она решает рискнуть.

«Мне хотелось предпринять что-нибудь эдакое, что могло бы дать тол-

49

чок моей актерской карьере.

Но никаких интересных предложений не предвиделось: Голливуд был парализован восьмимесячной забастовкой кинорежиссеров. И поскольку меня все время одолевали репортеры из «Плейбоя», я решила согласиться позировать обнаженной, но в собственной режиссуре и интерпретации.

Хотелось сделать немой статичный фильм в фотографиях, который был бы понятен всему свету. Все мои приятели, мой адвокат, мой агент, даже парень, чистящий мой бассейн, в один голос пугали: пропадешь! В Соединенных Штатах все хотят увидеть женщину обнаженной и тут же после этого предают ее анафеме. После выхода номера «Плейбоя» телефон не умолкал. Режиссеры в разговоре пытались обойти острые углы: «Хм… Видел Вас недавно в «Воге». На что я твердо отвечала: «Ах, но я позировала не для «Вога». И Вам это понравилось?» Этот номер «Плейбоя» попался на глаза Блейку Эдвардсу, известному голливудскому комедиографу, как раз в то время искавшему актрису для фильма «Мужчина, который любил женщин» (американский вариант известного одноименного французского фильма режиссера Франсуа Трюффо), а позже с предложением сыграть роль в его фильме возник и Роберт Олтмен.

Однако подлинный феноменальный международный успех приносит ей весьма рискованное предложение режиссера Эдриана Лайна и его фильм «Девять с половиной недель», поставленный по тоненькой книжечке с тем же названием, которая всколыхнула Америку еще в 1978 году, став самым скандальным бестселлером. До сих пор не удается раскрыть псевдоним ее автора – «Элизабет Макнейлл». Фильм, по мнению многих критиков, произвел сенсацию не меньшую, чем «Последнее танго в Париже» (реж. Б. Бертолуччи, 1972), хотя сначала его обкорнали еще в стенах киностудии, затем начались протесты со стороны разных лиг по охране всего, что способно рухнуть.

Фильм многое изменил и в жизни самой актрисы. Пресса смаковала подробности: Ким настолько отождествила себя со своей героиней Элизабет, что даже… признала свой брак ошибочным. (Ее муж – калифорнийский художник Рон Бриттен – старше ее на пятнадцать лет, и, как Ким говорит сегодня, их брак был основан на приятельстве: Рон был скорее отцом, нежели любовником.) Хотелось бы ей сняться в продолжении фильма?

50

Ким считает, что не стоит топтаться на месте, хотя Эдриан Лайн, потрясенный успехом, подумывал о еще одной версии картины, смонтированной из сцен и кадров, выпавших на разных этапах работы и цензурных изъятий. Но из опасения, что публика будет шокирована – не столько даже эротизмом фильма, сколько его изощренностью, граничащей с патологией, он отказался от подобной затеи.

Сегодня Бэсинджер, завоевавшая мир фильмом «Девять с половиной недель», постоянно «гостит» на обложках кинематографических журналов, играет главные роли в фильмах разных жанров: среди них и комедии, и детективы. Однако ее международная известность связывается лишь с одной ролью – в фильме Э. Лайна. Впрочем, недавно вышедший «Бэтмен», где она сыграла главную роль, стал рекордсменом проката. Однако приглашение Ким Бэсинджер на роль журналистки Вики Вейли, красота которой пленяет и гения добра Бэтмена, и гения зла Джокера, видимо, было обусловлено исключительно внешними данными актрисы и ее стабильно высоким «рейтингом». «Ким Бэсинджер в этом фильме, – писал один сердитый критик,– не больше чем модная модель, приглашенная для демонстрации одежды из последней осенне-зимней коллекции». Критик, в общем-то, прав, хотя едва ли стоит винить актрису в том, что создателям фильма понадобился не столько ее талант, сколько имидж.

Ким Бэсинджер – при всей ее взбалмошности – по-американски расчетлива, деловита, профессиональна, но в одном из интервью она недавно призналась, что «ошибалась, когда относилась к кинематографу слишком серьезно. Чрезмерно рассудочный подход к ролям убивал во мне свободу исполнения. Теперь читаю сценарии только один раз, не делая ни пометок, ни замечаний: все должно приходить само собой».

В частной жизни актриса ведет себя замкнуто. Неравнодушна к недвижимости: приобрела более 700 гектаров земли, назвала это место «Бэсинджер-вилль» и собирается создавать небольшую киностудию, чтобы помочь друзьям реализовать их замыслы. Любит животных: по свидетельству журналистов, на ее ферме живут девять псов, семь кошек и… медведь.

Олег СИЛЬВАНОВИЧ

51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+