Особое мнение / Minority Report (2002)

Особое мнение / Minority Report (2002): постерПолнометражный фильм (номинации на «Сезар» и премию Европейской киноакадемии).

Другие названия: «Отчёт с особым мнением» (вариант перевода названия), «Вспомнить всё 2» / «Total Recall 2», «Ясновидение» / «Второе зрение» / «Second Sight» (названия оригинального сценария).

США.

Продолжительность 145 минут.

Режиссёр Стивен Спилберг.

Авторы сценария Скотт Фрэнк, Джон Коэн по рассказу Филиппа К. Дика.

Композитор Джон Уильямс.

Оператор Януш Каминский.

На премию «Оскар» номинировали Ричард Хаймнс, Гэри Ридстром (звук).

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, детектив, научная фантастика, триллер

Краткое содержание
2054-й год. Джон Эндертон (Том Круз) возглавляет подразделение полиции с наименованием Precrime, занимающееся предотвращением убийств, которые будут совершены в ближайшее время — согласно предсказаниям трёх провидцев: Агаты Лайвли (Саманта Мортон), Артура (Майкл Дикман) и Дэшилла (Мэттью Дикман) Аркадиных. По заданию Генерального прокурора для проверки системы прибывает Дэнни Уитвер (Колин Фаррелл), и именно в этот момент возникает чрезвычайная ситуация. В видениях прорицателей потенциальным преступником оказывается… сам Эндертон. Мало того, Джон впервые слышит имя жертвы — некоего Лео Кроу (Майк Биндер).

Также в ролях: Макс фон Сюдов (Ламар Бёрджесс), Стив Харрис (Джед), Петер Стормаре (доктор Эдди Соломон), Патрик Килпатрик (Нотт), Нил МакДонаф (Гордон Флетчер), Лоис Смит (доктор Айрис Хинеман), Кэтрин Моррис (Лара Эндертон), Джоэль Гретч (Дональд Дубин), Фрэнк Грилло (полицейский), Клеа Скотт (полицейский), Уильям Мэйпотер (клерк в отеле).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.09.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Особое мнение / Minority Report (2002): кадр из фильма
Джон за работой

Жаль, конечно, что кинокомпания Carolco Pictures обанкротилась – и несколько потенциально очень интересных фильмов так и не увидели свет. Среди нереализованных замыслов значилось продолжение научно-фантастического супербоевика «Вспомнить всё» /1990/, основанное на рассказе Филиппа К. Дика «Особое мнение», опубликованном на страницах журнала Fantastic Universe – в номере за январь 1956-го года. Остаётся только гадать, какой получилась бы картина, поскольку после того, как проект начали разрабатывать в качестве самостоятельного кинопроизведения, из ранней версии сценария мало что сохранилось. Но и Скотт Фрэнк с Джоном Коэном, учитывая пожелания Стивена Спилберга, серьёзно отступили от текста литературного первоисточника. Основным (по-настоящему принципиальным!) отличием стало, пожалуй, отсутствие в экранизации сюжетной линии, обрисовывающей противостояние руководства правоохранительных органов армейскому командованию, не захотевшему довольствоваться функцией контроля – мечтавшему о военной диктатуры. Вероятно, на рубеже веков антимилитаристский пафос показался – и показался напрасно – «устаревшим», зато всё, что касалось у писателя злоупотребления властью, кинематографисты даже усилили. В этом смысле режиссёр продемонстрировал верность своим либеральным убеждениям, ненавязчиво подчёркивая, что индивид обязан сохранять бдительность, поскольку любая (социальная или техническая) система не застрахована от ошибок, не говоря уже о коррупции.

Особое мнение / Minority Report (2002): кадр из фильма
Под подозрением

Нельзя не отдать должного скрупулёзности Спилберга в сотворении на кинополотне облика грядущего, который помогли спроектировать несколько консультантов – учёных с мировым именем из разных областей знаний. В дополнение к реквизиту футуристического дизайна и к компьютерной графике (как не вспомнить электронных «пауков» на тонких лапках, ищущих беглеца, сканируя радужные оболочки глаз?) нужное настроение создаёт изобразительное решение с непривычной цветовой гаммой. Некоторые озвученные прогнозы, кстати, сбылись, хотя гипотеза о возможности появления людей, получивших способность (вследствие приёма родителями новейшего синтетического наркотика) чётко видеть будущее, пока ещё остаётся фантастической. Правда, в киноверсии речь идёт не о любых событиях и даже не обо всех преступлениях – исключительно об убийствах, запускающих мощные психофизиологические процессы. Но после того, как подразделение Precrime доказало эффективность (за время проведения эксперимента не зафиксировано ни одной насильственной смерти), общество действительно привыкло существовать в новых условиях – с осознанием того, что жизни граждан находятся под надёжной защитой государства. А что касается презумпции невиновности… Пока не возникало прецедентов, заставлявших усомниться в безупречности процедур.

Особое мнение / Minority Report (2002): кадр из фильма
Какие скрывает тайны?

Предпосылка, бесспорно, любопытная, дающая богатую пищу для размышлений, если не принимать в расчёт прямо-таки напрашивающийся вывод. В реальности б почти наверняка прибегли к профилактическим мерам – ограничивались бы предупреждениями, а изолировали бы от социума только тех, кто сохранял намерение совершить преступление (и, соответственно, всплывал в видениях прорицателей во второй раз) после того, как узнавал о последствиях. Тот же Говард Маркс, арестованный в прологе за то, что набросился на неверную жену с любовником с ножницами в руках, точно не стал бы совершать особо тяжкого преступления на почве ревности позже, когда успокоился. Но понятно, что авторы стремились по максимуму заострить драматическую ситуацию. Как и у самого Джона, у зрителя нет ни грана сомнений в невиновности Эндертона, в глаза не видевшего жертву прежде. Именно объективно сложившиеся обстоятельства как таковые подталкивают его отправиться на поиски Лео Кроу, предварительно – похитив Агату Лайвли, невзирая на колоссальный риск. Не то временной, не то причинно-следственный парадокс проявляется по полной программе, когда злополучная встреча происходит, но и тут кинодраматурги, развивая идеи Дика, одаривают неожиданными фабульными поворотами. Так обладает ли индивид свободой воли или всё предрешено совокупностью внешних и внутренних факторов?.. Любопытно, что Дик и Спилберг дают разные ответы на этот философский вопрос – в соответствии с собственными воззрениями. Том Круз не прогадал, согласившись по настоянию Стивена взамен фиксированного гонорара на проценты от фактических коммерческих показателей1, пусть в чисто актёрском плане роль не кажется выдающейся. И даже Макс фон Сюдов не выходит за рамки амплуа, сложившегося в голливудских лентах. Вместе с тем мастерство режиссуры не может не покорить: за развитием перипетий следишь с неотрывным вниманием, невзирая на солидный хронометраж и изощрённую интригу, требующую напряжённой работы ума. Возможно, у кого-то возникнет иное – особое – мнение, однако представляется закономерным, что со временем фильм обрёл ещё больше сторонников, заслужив репутацию заметного явления в экранной фантастике начала XXI века.

.

__________
1 – Общемировые кассовые сборы составили $358,4 млн. при производственном бюджете $102 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+