Помни / Memento (2000)

Помни / Memento (2000): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Мементо» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 113 минут.

Режиссёр Кристофер Нолан.

Автор сценария Кристофер Нолан по рассказу Джонатана Нолана.

Композитор Дэвид Джулйан.

Оператор Уолли Пфистер.

Жанр: детектив, триллер

Краткое содержание
Бывший следователь страховой компании Леонард Шелби (Гай Пирс) страдает редкой формой амнезии, перманентно утрачивая краткосрочную (о событиях, длящихся дольше нескольких минут) память. Но при этом он знает своё отдалённое прошлое и, в частности, то, что должен найти и покарать человека с инициалами Джей.Джи. – убийцу любимой жены Кэтрин. Неудивительно, что соблазн воспользоваться состоянием Леонарда появляется у многих нечистых на руку людей…

Также в ролях: Керри-Энн Мосс (Натали), Джо Пантолиано (Тедди), Марк Бун-мл. (Барт), Расс Фега (портье в мотеле), Джорджа Фокс (жена Леонарда), Стивен Тоболовски (Сэмми), Гарриэт Сэнсом Гаррис (жена Сэмми), Томас Леннон (доктор), Каллум Кит Ренни (Додд), Кимберли Кэмпбелл («блондинка»), Марианн Мюллерлейл (татуировщица), Ларри Холден (Джимми).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.03.2022

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Помни / Memento (2000): кадр из фильма
В расколотой реальности

Замысел всё же не уникален: уже был, в частности, фильм «Предательство» /1983/ по сценарию и пьесе Гарольда Пинтера. Новаторство авторов заключается в почти безупречном создании схожей, далеко не тривиальной художественной структуры, которая, к тому же, имеет чёткое эстетическое и логическое обоснование, содержа нарративный эквивалент заболеванию главного героя. Нолан претворил в жизнь принцип обратного1 порядка экранных событий, сжатых и вместе с тем – невероятно насыщенных. Исходная предпосылка используется для создания захватывающего триллера2, держащего в напряжении с самого начала, фактически являющегося… развязкой. Попытки Шелби оставить хоть какие-то подсказки себе посредством «полароидных» снимков и вытатуированных на теле надписей не спасают от неизбежных курьёзов и, хуже того, трагических ошибок. Роковая женщина Натали ловко использует недуг Леонарда, избившего её в приступе праведной ярости, но сразу после очередной утраты памяти… В меньшей степени «везёт» Тедди Гэммеллу…

Помни / Memento (2000): кадр из фильма
Что делать?

Впрочем, Нолан намеренно не разъясняет до конца мотивацию поступков персонажей и игнорирует возможность исчерпывающе полно охарактеризовать события, складывающиеся в единое целое из осколков, как в мозаике. Зритель словно приравнивается к несчастливому Леонарду, несмотря на совсем иную (противоположную) отправную точку, то есть – вопреки знанию развязки. Наставляя Шелби, Тедди произносит многозначительную фразу о том, что «факты не воспоминания» и что зависят лишь от того, как их расследуешь. А постепенно интрига как таковая вовсе теряет особую значимость, уступая место осознанию… куда более глобального неведения. Напоминающие сладостный сон или светлые грёзы флешбэки (краткие фрагменты жизни Леонарда и Кэтрин) лишь усиливают безрадостную тоску по утраченному и невосполнимому. Производственная компания, основанная для съёмок фильма, получила название I Remember, то есть ‘я помню’. Да и само развитие сюжета фактически опровергает эффектный рекламный слоган: «Некоторые события лучше забыть». Вынесенный в заголовок призыв – точно усечённый вариант мудрости древних «Memento mori». Получается, что помнить лишь о смерти, поступая в соответствии с этой истиной, недостаточно…

Помни / Memento (2000): кадр из фильма
В поисках прошлого

Кристофер Нолан неслучайно ставит во главу угла проблему людской памяти, принадлежащей к числу стержневых компоновочных блоков личности. Существование Шелби фактически распадается на множество малосвязанных фрагментов, которые при грамотной сторонней (или личной!) манипуляции приобретают тяжёлый деструктивный характер не только по отношению к внутреннему миру человека, но и – при направленности вовне, в объективную действительность. Причём самое опасное заключается в том, что объект воздействия так и остаётся неосведомленным, будучи поглощён неравной, изматывающей борьбой с недугом, мучительно пытаясь собрать по осколкам собственную персону. По своим разрушительным последствиям для человека утрата памяти (существование от забытья до забытья) оказывается равносильно тому, как если бы обратилось вспять само Время. И это, пожалуй, не менее страшно, чем безостановочное движение в безликую пропасть, как у Джоста, или тарантиновская неотвратимость (как верёвочка ни вейся…) расплаты за содеянное, в том числе по глупости и незнанию. Страшнее, поскольку заставляет прикоснуться к вязкой бездне, оставаясь в сознании.

.

__________
1 – В противовес Джону Джосту в его шедевре «Ловушка» /1993/.
2 – Между прочим, из-за визуальных рифм с миром «чёрного фильма» 1940-х картину окрестили образцом post- или neonoir.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+