Сборщица налогов / Marusa no onna (1987)
Полнометражный фильм (премия Японской киноакадемии).
Другие названия: «Женщина из налоговой службы» / «Сборщица налогов» / «A Taxing Woman» (международное англоязычное название).
Япония.
Продолжительность 127 минут.
Режиссёр Дзюдзо Итами (премия Японской киноакадемии).
Автор сценария Дзюдзо Итами (премия Японской киноакадемии).
Композитор Тосиюки Хонда (премия Японской киноакадемии).
Оператор Ёнэдзо Маэда (номинация на премию Японской киноакадемии).
Также премии Японской киноакадемии получили Акира Судзуки (монтаж), Осаму Онодэра (звук).
Также на премии Японской киноакадемии номинировались: Акио Кацура (свет), Судзи Накамура (художник-постановщик).
Жанр: комедия, криминальный фильм
Краткое содержание
Перед талантом Рёко Итакуры (Нобуко Миямото, премия Японской киноакадемии), отлично разбирающейся в способах ухода от уплаты налогов, преклоняются коллеги и начальник, но даже она оказывается бессильна уличить в нарушении закона Хидэки Гондо (Цутому Ямадзаки) — владельца сети прибыльных отелей. Проходит время. Женщину переводят и повышают до поста налогового инспектора — и именно Рёко поручают вести расследование деятельности компании «Гондо Трейдинг».
Также в ролях: Масахико Цугава (Ханамура, премия Японской киноакадемии), Ясуо Даити (Идзюйн), Киндзо Сакура (Канэко), Хадзимэ Асо (Химеда), Кирико Симидзу (Кадзуэ Кэнмоти), Кадзуо Мацуи (Куми Торикай), Хидэо Мурота (Дзюкити Исии), Матико Ватанабэ (Кангофу), Сотару Такэути (Рихэй Хакамада), Синсукэ Асида (Кихатиро Нинагава).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.02.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Дзюдзо Итами уверял, что идея фильма родилась под впечатлением от подлинных событий – сделанного открытия, что в свете успеха полнометражного дебюта «Похороны» /1984/ ему придётся уплатить более высокий, чем прежде, налог. Вот ведь как иногда бывает в жизни творческих людей… Вынужденное погружение в тему одарило любопытным материалом, пригодившимся для очередного произведения. Причём сюжетные перипетии картины вполне позволяли прибегнуть к той же, подчёркнуто условной, насыщенной элементами сюрреализма и нотками юмора абсурда манере, привлёкшей международное внимание к «Одуванчику» /1985/ (вариант названия – «Тампопо»). Однако режиссёр-сценарист, вновь доверивший ведущую (самую ответственную!) партию Нобуко Миямото, своей дражайшей супруге, предпочёл иную интонацию. При всём обилии острых, местами – вызывающих гомерический смех ситуаций реалистичность происходящего на экране всё-таки не ставится под сомнение. Наверное, в Стране восходящего солнца бизнесмены примерно так и проворачивают (как минимум, проворачивали) махинации в надежде обмануть государственные органы – и их схожими методами выводят на чистую воду…
У кого-то на сеансе могут возникнуть ассоциации с… советским ироническим детективом «Акселератка» /1987/, об идеалистически настроенной девушке, напавшей на след банды мошенников. Госпожа Итакура, хотя старше и опытнее Анюты в исполнении Ирины Шмелёвой, тоже умудряется постоянно влипать в неприятности, неизменно вызывая гнев тех, кого проверяет: слишком ответственно подходит к делу, чересчур умна, неподкупна и вообще не даёт никаких поблажек. Однако японский коллега Алексея Коренева не ограничивается1, что ни говори, сугубо развлекательными задачами. Даже воспринимать «Сборщицу налогов» просто хлёсткой сатирой на капитализм и предпринимателей средней руки, тесно связанных с организованной преступностью (особенно хорош Коити Уэда в образе наглого, самоуверенного Кихатиро Нинагавы из авторитетной семьи, приходящего на выручку давнему деловому партнёру), было бы некоторым упрощением. Итами, не забывающему и о лирике (в частности, в пронзительном финале, когда Хидэки, устав от обысков и допросов, сообщает о последней утаённой сумме), удалось написать на редкость точную картину нравов. Речь не идёт о каком-то драматическом, тем более трагическом моменте в развитии общества, но от проницательного взгляда художника не укрылось состояние лёгкой апатии, охватившее соотечественников. Государственный аппарат работает без сбоев да и в целом жизнь идёт своим чередом, однако у представителей подрастающего поколения (в данном случае – у сына владельца гостиничного бизнеса, не очень-то ладящего с отцом) существующее положение вещей вызывает всё больше вопросов. Ради чего? В чём смысл подобного существования?.. Уважаемому бизнесмену ответить, похоже, нечего – остаётся лишь оправдываться тем, что хотел оставить сколоченное состояние наследнику.
.
__________
1 – В противном случае было бы наивно рассчитывать на признание со стороны киноведов и членов национальной киноакадемии!
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий