Семейный бизнес / Family Business (1989)

Дуларидзе Латавра. В русле традиции // Спутник кинозрителя. – 1992, № 01. – С. 12-13.

В РУСЛЕ ТРАДИЦИИ

Соединение гангстерского фильма и семейной драмы, знаменитый режиссер-постановщик и актеры – суперзвезды.

«Семейный бизнес». Автор сценария – Винсент Патрик. Режиссер – Сидней Люмет. Оператор – Анджей Бартковяк. В ролях: Шон Коннери, Дастин Хоффман, Мэтью Бродерик, Розана де Сото, Джанет Кэрролл, Виктория Джексон. США

Американское кино всегда было особенно чувствительно к собственной традиции. Это и понятно – ведь из всех искусств только кино родилось позже самих Соединенных Штатов. Перепевы, повторы, смакование успеха, попытки повторить рекорды – не кинематографическое и не американское изобретение, но именно американский кинематограф возвел все это в свой жизненный принцип. Отчего американские фильмы во все времена легко поддавались классификации. И отчего американское кино – что бы об этом ни говорили – еще ни разу не переживало настоящего кризиса – кризиса потребления. У него всегда сохранялась «обратная связь» со зрителем. Оно не обманывало – в целом, конечно, – его ожиданий, зритель знал и знает: его запросы стремятся удовлетворить, его хотят видеть в кинотеатрах, а значит, о нем думают, а значит, его права не попираются. Наша милая пресса, которая сейчас резко сменила курс, тон, вкусы и приоритеты, немало по этому поводу пролила желчи на своих страницах.

«Фабрика снов» так и остается фабрикой, стилистика снов варьируется, и нынче утвердилось кое-что совсем, казалось бы, новое, но тем не менее форма контакта со зрителем неизменно остается все той же: честная продажа – с рекламой, с известными компонентами, но с терпимой и необходимой дозой новшеств.

Короче говоря, отлаженный бизнес, в котором не должно быть сбоя.

«Семейное дело» – продукт этого отлаженного, честного бизнеса, в самом лучшем смысле. У него есть свой кинематографический предок, архетип, к которому он восходит, – «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы, уже ставший классическим образцом слияния двух излюбленных американских жанров – гангстерского фильма и семейной драмы.

В «Семейном деле» все добротно, достойно. Замечательные актеры, суперзвезды – очень популярные, признанные, еще далеко не на закате – знаменитый родоначальник экранной династии Джеймсов Бондов Шон Коннери и Дастин Хоффман, трижды, за мелодррму «Крамер против Крамера» Роберта Бентона, комедию Сиднея Поллака «Тутси» и психологическую драму «Человек дождя», награжденный «Оскаром». Не менее знаменит постановщик фильма Сидней Люмет, один из старейших режиссеров Голливуда, который с первой же своей картины «Двенадцать разгневанных муж-

12

чин», снятой в 1957 году, получил шумное признание, а потом снял несколько десятков фильмов, отличавшихся и крепким профессионализмом, и социальной направленностью, и разнообразием жанров. Наиболее известны у нас «Серпико» (1973), о борьбе с полицейской коррупцией, детектив «Убийство в Восточном экспрессе», снятый им в Великобритании по одноименному роману Агаты Кристи. «Телесеть» (1976) – об изнанке работы американского телевидения, и «Вердикт» (1982).

…Еврейская Пасха в скромной квартире в Бронксе, в бедном квартале Нью-Йорка. Особую радость приносит приход внука. Выясняется, что в этой семье, где намешана еврейская, ирландская, итальянская кровь, отношения вовсе не безоблачные. В основном из-за деда-ирландца (Шон Коннери), к которому внук испытывает особую любовь.

И вот три поколения этой семьи оказываются вовлеченными в преступление, инициатором которого становится не старый волк, привыкший отсиживать, выходить на волю и снова идти под суд, дедушка («В тюрьме он свой», – мимоходом констатирует адвокат) и, конечно же, не сын (и отец) Вито, которого играет Дастин Хоффман, «завязавший» с преступным прошлым и ведущий буржуазную жизнь делец, правда, порой в общении с провинившимися подчиненными вспоминающий старые гангстерские замашки, а внук – никак не затронутый воровскими традициями своей родни по отцовской линии ученый очкарик-студент. Именно он уговаривает деда и отца ограбить какую-то биологическую лабораторию, в результате чего им светит получить миллион. К тому же – что в данном фильме немаловажно, – как говорит дедушка, ничто так не сплачивает семью, как удачное ограбление. Он изумленно и восхищенно подхватывает идею «семейного дела» и, вместе с внуком подавив сопротивление Вито, по всем правилам приступает к планированию, подготовке и осуществлению операции.

Но счастье единения оказывается недолговечным. Тщательно, профессионально подготовленная операция кажется уже завершенной, пора сматываться, но тут младший вспоминает, что забыл на столе в лаборатории журнал с техническими данными к похищенному. И снова бежит по коридорам огромного здания…

Добротный фильм. Но, если не кривить душой, в нем ощущается легкая усталость и слегка – вторичность.

13

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+