Три дня Кондора / Three Days of the Condor (1975)

Три дня Кондора / Three Days of the Condor (1975): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «3 дня Кондора» / «3 Days of the Condor» (название на DVD).

США.

Продолжительность 117 минут.

Режиссёр Сидни Поллак (премия «Давид ди Донателло»).

Авторы сценария Лонецо Семпл-мл., Дэвид Рэйфил по роману Джеймса Грейди.

Композитор Дэйв Грузин (номинация на «Грэмми»).

Оператор Оуэн Ройзман.

На премию «Оскар» номинировались: Фредрик Стайнкамп, Дон Гидайс (монтаж).

Жанр: криминальный фильм, детектив, триллер

Краткое содержание
Джозеф Тёрнер (Роберт Редфорд), оперативный псевдоним — Кондор, работает в особом аналитическом подразделении ЦРУ в Нью-Йорке, подвергая разбору общедоступные источники информации (книги, газетные и журнальные публикации и т.п.) с целью выявления зашифрованных сообщений. Ничто не предвещало беды обычным дождливым днём, но Джозеф, отправившийся в соседнюю закусочную купить для коллег сэндвичи на обед, по возвращении в офис… обнаруживает всех убитыми. Тёрнер понимает, что и сам остался в живых по чистой случайности, и начинает лихорадочно соображать, что предпринять дальше.

Также в ролях: Фэй Данауэй (Кэти Хейл, номинация на «Золотой глобус»), Клифф Робертсон (Хиггинс), Макс фон Сюдов (Жубер), Джон Хаусман (Уобаш), Тина Чен (Дженис Чон), Эддисон Пауэлл (Леонард Этвуд), Уолтер Макгинн (Сэм Барбер), Майкл Кейн (Викс), Расселл Джонсон (офицер разведки на брифинге (в титрах не указан)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.11.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Три дня Кондора / Three Days of the Condor (1975): кадр из фильма
Начались тяжёлые дни

Любопытно, что Джеймс Грейди, уроженец штата Монтана, во время учёбы на факультете журналистики работал на сенатора Ли Меткалфа, а опубликовал свой первый роман, «Шесть дней Кондора», в 1974-м – в свой выпускной год. Но, пожалуй, ещё показательнее, что для адаптации книги Сидни Поллак привлёк не только давнего единомышленника Дэвида Рэйфила, но и другого сценариста – Лоренцо Семпла-мл., накануне участвовавшего в сочинении одного из самых глубоких и необычных произведений («Заговор «Параллакс» /1974/) в той теме, которую позже метко назовут «теорией заговора». И именно тандем кинодраматургов получил премию «Эдгар», учреждённую (в честь Эдгара Аллана По) профессиональным сообществом Американские авторы детективов. Сокращение дней в заголовке не является прихотью кинематографистов, обусловив «уплотнение» сюжетных перипетий, интенсификацию интриги, создание чувства постоянного цейтнота, в котором пребывает Кондор. Режиссёр мастерски управляет настроением, переходя от тщательно нагнетаемого напряжения к неожиданным, даже шокирующим1 сценам открытого противостояния: от методичного расстрела засекреченных аналитиков ЦРУ до схватки Джозефа с подосланным наёмным убийцей в облачении почтальона в замкнутом пространстве квартиры Кэйти. Наконец, лирическая линия, связанная с романтическими отношениями Тёрнера с мисс Хейл, служит недолгим отдохновением под замечательные джазовые импровизации композитора Дэйва Грузина. Между прочим, её разозлённого любовника, высказывающего по телефону массу претензий, озвучил сам Сидни.

Три дня Кондора / Three Days of the Condor (1975): кадр из фильма
Найти своих

Впрочем, «Три дня Кондора» – тот всё-таки редкий случай, когда многочисленные формальные новации (особенно хотелось бы отметить монтаж, выдвигавшийся на премию «Оскар») не являются самоцелью. Вслед за Грейди Поллак, пожалуй, одним из первых заострил внимание даже не на циничности действий спецслужб, помимо прочего – опираясь на советы бывшего директора ЦРУ Ричарда Хелмса, который лично инструктировал Роберта Редфорда. Слишком дорого Кондор заплатил за наивную веру в непогрешимость компетентных органов, чтобы, поверив в их формальную непричастность к устроенной бойне, не уловить истинных намерений Хиггинса, прозрачно намекающего на возможности разведывательного управления и в отношении номинально свободной2 прессы. Опальный аналитик, поначалу не ведающий, в какие страшные тайны невольно проник, высказывает гениальное прозрение об истинных интересах закулисных заправил. Его устами авторы, сбросив идеологическую пелену «холодной войны», прямо заявили о ведущейся глобальной войне за нефть и другие стратегические энергоносители, которая на тот момент ещё держалась в строжайшем секрете. Неудивительно, что фильм, обошедшийся в $7,8 млн., пользовался повышенным успехом у публики и на Родине создателей, с результатом $20 млн. прокатной платы попав в лидеры сезона, и в СССР, где вышел на экраны в 1981-м году.

.

__________
1 – Хотя у заокеанских зрителей наверняка по ассоциации всплывали в памяти соответствующие фрагменты из «Маньчжурского кандидата» /1962/.
2 – По иронии судьбы, Редфорд следом воплотит во «Всей президентской рати» /1976/ образ Боба Вудварда – одного из инициаторов Уотергейтского дела.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+