Вечное сияние чистого разума / Eternal Sunshine of the Spotless Mind (2004)
Полнометражный фильм (номинации на «Золотой глобус», «Сезар»).
Другие названия: «Вечное сияние страсти» (Россия: кинопрокат), «Вечное сияние незапятнанного разума» (вариант перевода название).
США.
Продолжительность 108 минут.
Режиссёр Мишель Гондри (номинация на премию Европейской киноакадемии).
Автор сценария Чарли Кауфман (номинация на «Золотой глобус») по сюжету Чарли Кауфмана, Мишеля Гондри, Пьера Бисмута (премия «Оскар»).
Композитор Джон Брайон (номинация на «Грэмми»).
Оператор Эллен Курас.
Жанр: драма, мелодрама, научная фантастика
Краткое содержание
Джоэл Бериш (Джим Керри, номинация на «Золотой глобус») и самому себе бы не смог объяснить, почему вдруг утром в День святого Валентина, собираясь идти на работу, неожиданно решил сменить маршрут — и поехал с вокзала Лонг-Айленда на выбранную наугад станцию. Однако, по занятному совпадению, в поезде с ним знакомится девушка с синими волосами — Клементина Кручински (Кейт Уинслет, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»). Что это? Случайная встреча или подарок судьбы? А точно их встреча оказалась первой?..
Также в ролях: Элайджа Вуд (Патрик), Кирстен Данст (Мэри Свиво), Марк Руффало (Стэн), Том Уилкинсон (доктор Говард Мерзвяк), Дэвид Кросс (Роб), Джейн Адамс (Кэрри), Дирдри О’Коннелл (Холлис).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.05.2023
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Мишель Гондри начинал барабанщиком во французской поп-группе Oui Oui, но быстро нашёл призвание в другой – смежной – сфере. Начав с создания причудливых, но всё-таки наполовину любительских, ещё достаточно наивных видеоклипов для своего коллектива, он постепенно стал брать заказы со стороны, приобретя репутацию настоящего гения музыкального видео (а в довесок – телевизионной рекламы). И абсолютно заслуженно! Разумеется, у Мишеля случались не очень удачные работы, но в чём Гондри точно не откажешь – это в щедрости на выдумку, в готовности экспериментировать с формой, в нацеленности на поиск новых средств выразительности. Знакомясь с произведениями режиссёра подряд, в хронологическом порядке, поражаешься, как тонко он чувствует музыку разных исполнителей (от Бьорк до The White Stripes и The Chemical Brothers). Ни единого повтора, всякий раз – кричаще оригинальная идея: то использование нескольких зацикленных кадров, то нестандартный полиэкран, то изощрённый внутрикадровый монтаж… И всё-таки местами чувствуется, что мастеру тесно в рамках специфической (накладывающей жёсткие ограничения) эстетики. Обращение к игровому кинематографу, что ни говори, было делом времени.
Не все ранние гондриевские опыты удались, но, скажем, трогательная четырнадцатиминутная мелодрама «Письмо» /1998/ надолго запоминается пронзительной интонацией и убедительной игрой юных артистов. Полнометражный дебют «Звериная натура» /2001/ (на самом деле – «Человеческая натура») произвёл, мягко говоря, неоднозначное впечатление, зато «Вечное сияние чистого разума»1 позволило раскрыться лучшим качествам этого самобытного художника. Считается, что Мишель и Пьер Бисмут сочинили в общих чертах сюжет ещё в 1998-м году, но приглашение Чарли Кауфмана стало, пожалуй, решающим. Один из самых ярких и парадоксальных кинодраматургов рубежа столетий довёл гипотетическую ситуацию (что, если бы люди получили возможность избавляться от воспоминаний о конкретных индивидах и связанных с ними событиях) до крайности. Позже стало известно, что сценарий неоднократно видоизменялся – и что режиссёр, в частности, отказался от глумливого финала, когда выяснялось, что Джоэл Бериш и Клементина Кручински проходили процедуру не один десяток раз. Гондри отдал предпочтение более светлой, лирической развязке.
Фантастический допуск, противоположный тому, к которому прибегнул Филипп К. Дик в рассказе «Воспоминания оптом и в розницу» (и который подхватили авторы блестящей экранизации под названием «Вспомнить всё» /1990/), мог бы послужить основой для создания напряжённого боевика или триллера – не хуже, чем у Пола Верховена. Вот только Гондри и Кауфмана мало интересует научный антураж как таковой: использование визуальных эффектов сведено к минимуму, а в плане обозначения жанровой принадлежности всё сводится к шлему на голове погруженного в сон пациента и компьютеров с нужным программным обеспечением. Внимание сосредоточено по преимуществу на внутреннем мире Джоэла, путешествующего по чертогам памяти и внезапно меняющего решение – осознающего, что не желает забывать Клементину, пусть женщина первой не выдержала и подала в фирму Lacuna (‘лакуна’) заявку на проведение операции на своей психике. Это создаёт проблемы следящим за процедурой сотрудникам, даже вызывающим посреди ночи руководителя – доктора Ховарда Мирзвяка, но… есть ли шансы у бедолаги прервать запущенный процесс? Джим Керри, конечно, не мог полностью откреститься от шлейфа агрессивных комических ролей, но заставляет искренне сопереживать персонажу, буквально на глазах, по кусочкам утрачивающему радостные воспоминания – теряющему частицы личности. Правда, зрителей не меньше удивила метаморфоза, произошедшая с Кейт Уинслет, уклонившейся от прежнего амплуа в сторону… правильно, эксцентрики.
Впрочем, кинематографисты, не без тревоги рассуждающие на тему очередной опасности, таящейся в техническом прогрессе, раскрываются гуманистами, аккуратно проводя мысль о том, что человеческая природа куда устойчивее, чем кажется на первый взгляд. Мало того, они – ещё и истовые романтики, верящие во всепобеждающую силу любви. Случайность событий на поверку кажущаяся, и те, кому суждено быть вместе, обязательно встретятся вновь, даже после того, как пожелали напрочь забыть друг о друге. Всё подчинено некоему высшему закону, неважно, вступающему в действие по воле небес или в результате глубинных подсознательных импульсов. Вынесенная в название строчка2 из стихотворения «Элоиза Абеляру» /1717/ (между прочим, процитированного и в кинофантазии «Быть Джоном Малковичем» /2002/, также по сценарию Кауфмана) не является просто красивой метафорой или иронической отсылкой, хотя Мэри и называет Александра Поупа «папой римским Александром», намекая на идентичность написания фамилии поэта и титула главы католической церкви. В этом произведении, произведшем в XVIII веке фурор и позже объявленном провозвестником романтизма, говорилось о схожих вещах. При желании можно провести прямую параллель с судьбами философа-богослова и его возлюбленной, тайной супруги, ученицы. Бериш тоже подвергается оскоплению (разумеется, в переносном смысле – не физически, а ментально) и пребывает в разлуке с избранницей, но чувства всё равно пробьются и буквально вынудят начать сначала. Отдельно следует упомянуть, как виртуозно Мишелю и Чарли удалось избежать риска остаться непонятыми – не запутаться в хитросплетениях сюжета, развёртывающегося нелинейно, мечущегося между реальностью и воображением. Иначе широкая публика вряд ли заинтересовалась бы лентой, вполне достойно прошедшей в кинопрокате, собрав $74 млн. при бюджете $20 млн.
.
__________
1 – Забудем как курьёз, что в российский кинопрокат картину выпустили под «завлекательным» локализованным заголовком «Вечное сияние страсти».
2 – В переводе Дмитрия Веденяпина звучит как «Невинностью лучатся их сердца», а вот в версии Василия Жуковского, сокращённой по сравнению с оригиналом, найти аналог нелегко.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий