Весна, лето, осень, зима… и снова весна / Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom (2003)

Весна, лето, осень, зима… и снова весна / Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom (2003): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Весна, лето, осень, зима… и весна» / «Frühling, Sommer, Herbst, Winter… undFrühling» (ФРГ) / «Spring, Summer, Fall, Winter… And Spring» / «Spring, Summer, Autumn, Winter… and Spring» (международные англоязычные названия).

Южная Корея, ФРГ.

Продолжительность 103 минуты.

Режиссёр Ким Ки Дук.

Автор сценария Ким Ки Дук.

Композитор Пак Чи Ун.

Оператор Пэк Тон Хён.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Пожилой буддистский монах (О Ён Су) живёт в пагоде, стоящей посреди горного озера, и воспитывает юного ученика (Со Чжэ Кён), преподавая мальчику важные уроки бережного отношения к природе. Когда тот станет юношей (Ким Ён Мин), его ждёт новое испытание — любовь к девушке (Ё Чжин Ха), привезённой матерью (Дзун Юн Ким) в надежде исцелить дочь от серьёзного недуга. Сможет ли ученик устоять перед соблазнами жизни?..

Также в ролях: Чжон Хо Ким (ученик в детстве), Ким Ки Дук (повзрослевший монах), Дэй Хан Чжи (детектив Чжи), Мин Той (детектив Той), Чжи А Пак (мать младенца), Мин Юн Сон (младенец).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.01.2024

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Весна, лето, осень, зима… и снова весна / Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom (2003): кадр из фильма
Постижение мудрости

Приступая к просмотру, я искренне надеялся на то, что именно этот фильм окажется лучшим у Ким Ки Дука, чьё творчество позволяет считать его ведущим режиссёром Республики Корея, переживающей с наступлением XXI века подлинный расцвет национальной кинематографии. Ожиданиям, к сожалению, оправдаться было не суждено, и постановщику не удалось превзойти ни Пак Чхан Ука с душераздирающим боевиком «Олдбой» /2003/, ни самого себя с «Береговой охраной» /2002/, вместившей немыслимое количество боли и страданий, не отпускающих душу, наверное, ни одного его соотечественника. И тем не менее картина производит чрезвычайно сильное впечатление, даже представляясь внешне – наиболее простым, а то и вовсе бесхитростным произведением мастера, прежде проявлявшего склонность к новаторским, подчас авангардистским решениям. Созвучие на уровне исходной предпосылки (дом на воде) «Острову» /2000/ лишь сильнее подчёркивает желание уйти от ранее беспощадно развенчиваемой стихии людских страстей и безудержного насилия, обратившись к непреходящим ценностям – к вечному. Хотя от худших сторон людской натуры всё равно не скрыться – и юный воспитанник проявляет по-детски бессмысленную жестокость по отношению к безвредным Божьим тварям: рыбе, лягушке, змее. Как не отгородиться и от общества, таящего опасности и в таких прекрасных явлениях, как любовь. Особенно – если не пытаться… А если попытаться и, более того, приложить огромные, нечеловеческие усилия?!

Весна, лето, осень, зима… и снова весна / Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom (2003): кадр из фильма
Озеро как целый мир

Творчество Ким Ки Дука претерпело эволюцию, удивительно схожую с той, что проделала карьера Райнера Вернера Фассбиндера1, который от ранних работ, где ставил целью демонстрировать истинное положение вещей без прикрас, пришёл к осознанию необходимости доказывать, что с существующими трудностями нужно бороться. Только у его южнокорейского коллеги получилось наоборот в том плане, что именно теперь режиссура приобрела созерцательный характер. Любой поступок, чтобы не уподобиться, грубо говоря, пустой ребяческой забаве, грозящей оставить камень на сердце на всю жизнь, требует осознанности. Иначе – легко угодить в ловушку, поддавшись эмоциям, выходящим из-под контроля и понуждающим к совершению постыдных деяний. Любовь, служащая средством избавления от недуга для девушки, в какой-то момент (будучи знатоком лекарственных растений, пожилой монах знает, как важно строжайше соблюсти «дозировку») превращается в похоть, а затем и в ревность – в яд, отравляющий душу. У наставника нет возможности да и стремления удержать ученика, отправляющегося вслед за избранницей в большой мир, но… лишь умудрённому старцу под силу спасти запутавшегося, взвалившего на свою плечи смертный грех юношу – помочь избавиться от пагубных страстей и через принятие ответственности обрести успокоение. Эпизод с долгим ритуалом вырезания ножом сутры на деревянном полу, благотворность которого быстро понимают прибывшие арестовать беглого убийцу детективы, завораживает…

Весна, лето, осень, зима… и снова весна / Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom (2003): кадр из фильма
Замаливание грехов

Таким образом, получается, что в современных условиях неделание (в значении, близком тому, что вкладывал Карлос Кастанеда, но… не имеющим ничего общего с ничегонеделанием) как образ жизни и основа для художественного самовыражения может оказаться граждански более смелым, чем страстный обличительный пафос. Ким словно прильнул к живительному источнику, коим не только в религиозном и культурном, но и в мировоззренческом отношении для Востока по-прежнему остаётся буддизм. То, что на Западе (с подачи Фридриха Ницше) было воспето под именем вечного возвращения, в соответствии с заветами урождённого Сиддхартхи Гуатамы является сансарой – бесконечной, утомительной и бессмысленной чередой рождений и смертей, преграждающей путь в нирвану. Ограничившись участью, и участью тяжёлой, единственного человека, автор многократно усиливает трагический эффект, «зациклив» его судьбу и тем самым – обнажив неизбывный круговорот бытия, уподобляемый смене времён года: «… и снова весна». Появление самого постановщика (пусть и вынужденное – вызванное проблемой с утверждённым исполнителем) в образе уже возмужавшего монаха, искупившего проступок по людским законам, пожалуй, выдаёт в авторе желание верить, что совершенствование духа и тела не окажется бесплодным. Статуя Будды в заключительном кадре, разумеется, не должна восприниматься безусловной гарантией достижения цели – но и знака светлой надежды подчас более чем достаточно. Отрадно, что фильм вызвал повышенный интерес в разных странах (общемировые кассовые сборы составили $9,5 млн.), став, в частности, одним из главных событий на кинофестивале Локарно, хотя «Золотой леопард» в итоге достался «Тихим водам» /2003/ Сабихи Сумар.

.

__________
1 – В данной связи знаменательно участие в производстве немецкой кинокомпании Pandora Filmproduktion.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+