Затерянные в космосе / Lost in Space (1998)

Александровский Леонид. Затерянные и найденные // Видео-Асс Известия. – 1998, № 39 (04). – С. 22.

ЗАТЕРЯННЫЕ И НАЙДЕННЫЕ

Через год после начала съемок в США состоялась премьера «Затерянных в космосе» Стивена Хопкинса, фильма, снятого по мотивам одноименного культового телесериала 1965–68 годов. Нынешний сезон вообще будет урожайным на экранные версии популярных телевизионных историй самого разного жанра – от комедий до фантастики. Впору говорить о том, что американский кинематограф рискует «затеряться среди сериалов».

«ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ» (Lost in Space)

США, New Line Cinema/ Prelude Picture, 1998. Режиссер Стивен Хопкинс. В ролях: Уильям Херт, Гэри Олдмен, Хизер Грэм, Мими Роджерс, Мэтт Лебланк.

Выходя на волне впечатляющего ренессанса самой разнообразной фантастической продукции, фильм «Затерянные в космосе» совмещает в себе, как минимум, три основополагающие тенденции коммерческого постмодернистского кино 90-х годов: во-первых, отчетливая интеллектуализация поп-жанров за счет использования имиджей актеров арт-кино, чей IQ хотя бы чуть-чуть выше, чем у Форреста Гампа (это нашло отражение в лентах «Воздушная тюрьма», «Без лица», «Сфера» и т. п.);

во-вторых, повальная сериализация кино, перепахивание архивов телестудий с целью извлечения из эфирного небытия самых разных сериалов – кладезей невостребованной сюжетики («Беглец», «Святой», «Невыполнимая миссия» и пр.);

и, наконец, реабилитация культового кино по всем фронтам: трибьюты (дань почести и посвящение уже умершим и ныне здравствующим), римейки, камео (краткое появление) забытых звезд и т.д. (например, в картинах «Эд Вуд» Тима Бертона, «Гонщики» Роберта Родригеса и пр.).

Все это встречается в «Затерянных в космосе» друг с другом. Любопытно и то, что Уильям Херт (когда-то дебютировавший, между прочим, тоже в фантастике – «Другие ипостаси» Кена Рассела) и Гэри Олдмен неожиданно стали звездами кинофантастики конца 90-х – первый параллельно снялся в «Мрачном городе» Алекса Пройаса, а второй в «Пятом элементе» Люка Бессона. Подтверждением же того, что экранизированый Стивеном Хопкинсом (постановщиком таких «клонированных» фильмов, как «Кошмар на улице Вязов-5» и «Хищник-2») телесериал «Затерянные в космосе» действительно является культовым для американцев (что, может быть, не очень понятно со стороны, то есть с этого берега Атлантики), могут служить, в частности, ссылки на него в признанных образцах авторского кино, допустим, в «Таинственном поезде» Джима Джармуша или в «12 обезьянах» Терри Гиллиама.

Космический корабль «Юпитер-2» с Джоном Робинсоном и его женой на борту (Уильям Херт и Мими Роджерс) направляется на планету Альфа-Центавра, но коварный шпион Захария Смит (Гэри Олдмен) посылает монструозного Робота, который сбивает корабль с курса, после чего тот оказывается «затерянным в космосе». Сюжет, как видим, вполне зауряден.

Но возможный кассовый успех подобных фильмов зависит не от этого, и не от качества режиссуры (Стивен Хопкинс – достаточно посредственная фигура), и не от звездного состава (Уильям Херт и Гэри Олдмен все-таки не принадлежат к касте суперзвезд, как Хэррисон Форд в «Беглеце» или Том Круз в «Невыполнимой миссии»), и даже не от антуража и спецэффектов. Может быть, именно поэтому «Затерянных в космосе» бросили, что называется, в прорыв, отправили будто в космос, запланировав выход картины на раннюю весну, опережая горячий сезон суперпремьер года.

Римейки телесериалов так или иначе являются ностальгической акцией для большинства американцев, относящихся с благоговением к собственной поп-мифологии, которая в формах масскульта откладывается в генетическую память поколение за поколением, будучи иронически переосмысленной и став объектом культового смакования, а потом превращается в некий резервуар архетипов мышления и поведения. Таким образом, всякое подобное странствие в будущее есть на самом деле (смотри «Контакт» Роберта Земекиса, впрочем, все началось с его же фильма «Назад в будущее», запрограммировавшего обращение к «славным 50-м») коллективное психоаналитическое путешествие в прошлое, где «Затерянные в космосе» могут быть вновь найдены, чтобы потом опять благополучно затеряться на космических просторах американского и мирового кинопроката.

Леонид АЛЕКСАНДРОВСКИЙ

11

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+